Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17 (прот. Павел Великанов)

32352819Мк., 54 зач., XII, 13-17 (прот. Павел Великанов)

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ещё одна, казалось бы, беспроигрышная ловушка, в которую надеялась поймать Иисуса иудейская элита — это вопрос налогов в пользу Римского государства. Какой бы вариант ни выбрал Иисус — хоть призыв платить, хоть не платить — Его можно было бы обвинить либо в предательстве национальных интересов, либо в подстрекательстве к бунту против римских властей. Но ответ Иисуса лаконичен: отдавайте кесарю то, что принадлежит ему, а Богу — Божие. Всё. Дальше разговаривать не о чем. Всё предельно просто и очевидно.

В Евангелии говорится, что этот вопрос родился из лицемерия вопрошавших. Что же это такое — лицемерие? Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, лицемерие — это «противоположное тела с душой устроение, переплетённое всякими вымыслами». В отличие от своего антипода — сердечной простоты и искренности — при которых человек прям и непосредственен — лицемерие очень умно, изобретательно, многословно и — всегда лживо.

Когда ум оказывается лишённым изначальной простоты и незлобия, он превращается в страшное и беспощадное орудие. Он может выворачиваться в немыслимые фигуры — чтобы оправдать даже очевидное зло, а явное добро представить в виде настоящего зла. Поэтому Спаситель сразу обличает лукавство заданного Ему вопроса: «зачем вы искушаете Меня?» Он не вступает в длительные размышления о том, кому следует платить, кому не следует, а с предельной простотой открывает очевидные любому вещи: если это — римская монета, так и платите её римлянам. Если это еврейский священный сикль, только которым и можно было платить подать в Храм — отдавайте эти деньги служителям Божиим. Никакой двойственности и лукавства.

Мы нередко оказываемся в ситуации, когда нас побуждают вступать в словопрения по какому-то вопросу, но сразу становится ясно, что никто истины здесь и не собирается искать. Вопрошающие хотят только одного: дать возможность злобному уму, словно хищному пауку, выделяя ядовитую слюну, сплести вокруг нас кокон разных хитромудрых мыслей — чтобы потом вонзить своё жало нам в сердце. И как только мы чувствуем, что нас начинает обволакивать эта липкая, еле заметная нить — надо тотчас предпринимать усилие, чтобы вырваться из неё, не позволяя соглашаться с кажущимися верными аргументами.

Христос сегодня показал нам блестящий мастер-класс, как это может быть. Для этого надо только быть самому простым, искренним и не лукавым. Иоанн Лествичник говорит: «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству». Вот оно, самое надёжное противоядие лицемерию: не в силе ума, не в крепости воли, не в тонкости чувства — а в кротости, незлобии и простоте.

Помоги же нам, Господи, научиться у Тебя спасительной искренности!

Мк., 54 зач., XII, 13-17 (прот. Павел Великанов)

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ещё одна, казалось бы, беспроигрышная ловушка, в которую надеялась поймать Иисуса иудейская элита — это вопрос налогов в пользу Римского государства. Какой бы вариант ни выбрал Иисус — хоть призыв платить, хоть не платить — Его можно было бы обвинить либо в предательстве национальных интересов, либо в подстрекательстве к бунту против римских властей. Но ответ Иисуса лаконичен: отдавайте кесарю то, что принадлежит ему, а Богу — Божие. Всё. Дальше разговаривать не о чем. Всё предельно просто и очевидно.

В Евангелии говорится, что этот вопрос родился из лицемерия вопрошавших. Что же это такое — лицемерие? Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, лицемерие — это «противоположное тела с душой устроение, переплетённое всякими вымыслами». В отличие от своего антипода — сердечной простоты и искренности — при которых человек прям и непосредственен — лицемерие очень умно, изобретательно, многословно и — всегда лживо.

Когда ум оказывается лишённым изначальной простоты и незлобия, он превращается в страшное и беспощадное орудие. Он может выворачиваться в немыслимые фигуры — чтобы оправдать даже очевидное зло, а явное добро представить в виде настоящего зла. Поэтому Спаситель сразу обличает лукавство заданного Ему вопроса: «зачем вы искушаете Меня?» Он не вступает в длительные размышления о том, кому следует платить, кому не следует, а с предельной простотой открывает очевидные любому вещи: если это — римская монета, так и платите её римлянам. Если это еврейский священный сикль, только которым и можно было платить подать в Храм — отдавайте эти деньги служителям Божиим. Никакой двойственности и лукавства.

Мы нередко оказываемся в ситуации, когда нас побуждают вступать в словопрения по какому-то вопросу, но сразу становится ясно, что никто истины здесь и не собирается искать. Вопрошающие хотят только одного: дать возможность злобному уму, словно хищному пауку, выделяя ядовитую слюну, сплести вокруг нас кокон разных хитромудрых мыслей — чтобы потом вонзить своё жало нам в сердце. И как только мы чувствуем, что нас начинает обволакивать эта липкая, еле заметная нить — надо тотчас предпринимать усилие, чтобы вырваться из неё, не позволяя соглашаться с кажущимися верными аргументами.

Христос сегодня показал нам блестящий мастер-класс, как это может быть. Для этого надо только быть самому простым, искренним и не лукавым. Иоанн Лествичник говорит: «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству». Вот оно, самое надёжное противоядие лицемерию: не в силе ума, не в крепости воли, не в тонкости чувства — а в кротости, незлобии и простоте.

Помоги же нам, Господи, научиться у Тебя спасительной искренности!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.