* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки. Глава 3, стихи 1-18 (иером. Феоктист Игумнов)

Jesus_Christ_Pantokrator_II_mw9Лк., III, 1-18 (иером. Феоктист Игумнов)

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Сегодня, накануне Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы слышим рассказ о том, что было непосредственно перед событием Крещения Господним. Слышим о точном времени выхода Иоанна Пророка на проповедь к израильтянам. Слышим о его учении и о том, как он отвечал на вопросы. Его ответы можно воспроизвести в простой и предельно краткой форме. Иоанн призывает всех просто быть нормальными людьми. Нет ничего особенного в том, чтобы в случае определенного избытка поделиться одеждой и едой с неимущими, нет никакого подвига в том, чтобы не брать себе ничего сверх установленной меры, не практиковать какие бы то ни было формы «распилов» и «откатов» и нет ничего особенного в том, чтобы никакого не обижать, не клеветать и ограничиваться тем, что имеешь. Иоанн не говорит ничего нового. Он не предлагает какого-либо своего учения. Он просто напоминает о нормах человеческого общежития. Очевидно, что в любую эпоху и в любом народе эти нормы имеют тенденцию стираться, а иногда о них и вовсе забывают. Но Бог так или иначе напоминает. Или голосом пророка, или какими-то нестроениями и потрясениями. Мы живем совершенно в иное время, нас окружает другая культура, мы говорим на другом языке, у нас мало чего общего с израильским обществом двухтысячелетней давности. Но проповедь Иоанна Крестителя не теряет своей актуальности, ведь по сути люди всегда и везде сталкивались и сталкиваются с одними и теми же внутренними дилеммами: хорошо, предположим у меня есть запас одежды и продуктов, но откуда я могу знать, что через какое-то время не лишусь своих доходов? И как в ситуации такой неопределенности я могу делиться тем немногим, что у меня есть? Ответ Иоанна и ответ всего Священного Писания, а значит и Бога, предельно просто: мы можем быть уверены в своем будущем не в том случае, если у нас есть стабильный доход и внушительный счет, а лишь тогда, когда будем поступать так, как говорит Книги книг. Поверить Богу непросто. Но если этого не сделать, то где гарантия, что мы не окажемся в роли той соломы, которую Бог «сожжет огнем неугасимым»?