Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 2, 13-23 (прот. Павел Великанов)
753px-Flight_into_Egypt_assisi

Бегство в Египет (Джотто, церковь Сан-Франческо в Ассизи).

Мф., 4 зач., II, 13-23 (прот. Павел Великанов)

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Главная тема сегодняшнего повествования — бегство святого семейства в Египет. Да, весьма неприветливо встречает Палестина родившегося Мессию: разгневанный исчезновением восточных магов Ирод отправляет воинов в Вифлеем со страшной миссией: уничтожить всех младенцев. Он надеется, что таким образом сможет избежать появления конкурента. Хоть ему уже далеко за шестьдесят, но его болезненная подозрительность и невероятная жестокость так и не знают пределов. Совсем недавно он приказал повесить двух своих сыновей — Александра и Аристовула — по подозрению в заговоре; поэтому расправиться с какими-то вифлеемскими младенцами, сколько бы их там ни было, для него не представляло никакой моральной проблемы.

Однако по повелению ангела Иосиф срочно покидает Вифлеем вместе с Марией и младенцем Иисусом и отправляется в Египет — где и предстоит им провести несколько лет. По возвращении святое семейство направляется в Назарет, где и будет находится Иисус до Своего выхода на проповедь в 30 лет.

За этими скупыми евангельскими строчками скрывается огромная история. Почему евангелисты не сочли важным рассказать нам, читателям, что же происходило во время пребывания Иисуса в Египте, о Его детских годах, юношестве, взрослении? Неужели за все эти годы не произошло ничего такого знаменательного, что следовало бы сохранить на века в евангельском тексте?

Такая постановка вопроса показывает, насколько сложно нам сквозь толщу веков христианской истории прорваться к тем реалиям, в которых и проходило детство Христа Спасителя. Ещё бы: мы-то читали Евангелие, и знаем, что когда Он выйдет на общественное служение, удивится вся Иудейская земля: таких чудес она ещё не видала, и таких глубоких слов она ещё не слышала! Мы знаем и о позорном распятии, и о славном воскресении из мертвых. Вот откуда и наше недоумение: неужели ребёнок Иисус не творил чудеса? Ведь есть сказания в апокрифических — недостоверных — евангелиях, что будучи ребёнком, Иисус лепил из глины птиц — и затем оживлял их, и они улетали? Может, так оно и было?

Однако в этом сознательном и дружном молчании евангелистов видится глубокий смысл. То-то и показательно, что Бог, став человеком, не пытается чем-то выделиться из ряда обычных людей. Иисус был нормальным ребёнком, таким же, как и все остальные. Не «вундеркиндом», не с выдающимися «паранормальными» способностями, и даже не с «пронзающим до глубины души взглядом». Он был нормальным, здоровым, полноценным — то есть ни в чём не ущербным — человеком. И поэтому, став уже взрослым мужчиной, выходя на проповедь Он прекрасно понимал: потребуется время и труд, чтобы хотя бы небольшая часть людей всё-таки смогла разглядеть в Нем Сына Божия под завесой обычной человеческой плоти.

В таком действительно скромном поведении Сына Божия открывается для нас удивительная истина. Мы часто проходим мимо людей, которые слишком незаметны, чтобы на них обращать внимание. И мы тотчас реагируем, когда кто-то ярко себя «подаёт», привлекает своей речью, манерами, уверенностью или чем-то другим. В психологии есть такое понятие «гиперкомпенсации». Это происходит, когда человек сначала осознаёт свою ущербность в чем-то, потом её компенсирует, доводя до определённой «нормы», а затем настолько развивает, что начинает ощущать своё превосходство над другими. Например, кто-то учит десять иностранных языков не потому, что ему это нравится, а потому, что ненавистный отец еле-еле знал только английский. А окружающие смотрят и дивятся: ну надо же, какой талантливый человек! А на самом-то деле первопричина этой «талантливости» — всего лишь глубоко засевшее желание доказать давно уже умершему отцу, что его сын — гораздо его умнее. Или другой пример: хилый подросток идёт в секцию борьбы, чтобы стать развязанным драчуном и заставить своих бывших обидчиков признать не его, а теперь уже их — никчёмность.

Так вот, к чему я веду. Сыну Божию не нужна была ни «компенсация», ни «гиперкомпенсация». У Него не было столь популярного у людей «комплекса неполноценности». Он вполне мог позволить Себе роскошь быть предельно скромным и незаметным. Ему не надо было никому ничего «доказывать» — потому что Он с самого Воплощения был полноценным. И Он знал об этом. В Его человеческой природе всё находилось на своих местах, как и было изначально задумано Богом. Того внутреннего «раздрая», когда чувства воюют с разумом, а третий давний враг — наши желания — ничего подобного в душе Христа Спасителя не было. Именно эти простота и целостность делали Его доступным и понятным для самых обычных людей.

Вот чему и нам, дорогие братья и сестры, следует сегодня поучиться у Иисуса Христа: Его целостности и безграничной скромности. Давайте хотя бы иногда честно признаем, что взбивая своими усилиями «пену» из похвал, уважения, почёта со стороны других — мы чаще всего лишь пытаемся успокоить самих себя, что на самом-то деле мы — не совсем плохие. Но сегодня Сам Бог нас уверяет: мы — не просто «неплохие», мы — самые любимые Его дети, даже несмотря на все наши глупости и ошибки!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!