Дело дня
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25 (о. Стефан Домусчи)
380px-Drevo_Ieseevo

Древо Иессеево (русская икона, 1567/68 года).

Мф., 1 зач., I, 1-25 (о. Стефан Домусчи)

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Человеку нередко приходится выбирать жизненный путь или совершать те или иные поступки, ориентируясь на традицию семьи, на то как принято и заведено. Иногда стратегии поведения залегают еще глубже в подсознательном, в генетике... и люди, смотрящие на ребенка, узнают в нем черты его отца или матери. Причем не только жесты и мимику, но так же и поступки и склонности. Радостно, когда речь идет о чем-то хорошем, но к сожалению бывает и иначе. О том, что детям свойственно повторять за родителями не только хорошее было известно всегда и везде.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение, которое большинству читателей кажется по меньшей мере странным: имена... имена... имена... Зачем это бесконечное количество имен? Кому это может быть важно? Однако две тысячи лет Церковь читает их и находит в них смысл.

Конечно, возникло это чтение не случайно. Стоит помнить, что этот текст написан для людей совершенно иной культуры, людей, которые ждали мессию, великого пророка и освободителя. Знание рода, из которого происходил человек было для них очень важным, потому мессия должен был родиться в роде царя Давида. Говоря обо всех этих людях, бывших предками и потомками Давида, евангелист подчеркивает, что Иисус из Назарета есть тот самый долгожданный мессия — Христос.

Но может ли этот текст сказать нечто и нам? Можем ли мы воспринять его не как факт археологии и истории, но как нечто ценное и дорогое для нас?

Конечно, да. Потому что читая его мы во-первых, понимаем, что читаем о самых простых людях, которые когда-то реально жили на земле и были предками Христа. Читая это мы понимаем, что Бог по-настоящему вошел в историю, в канву времени... Стал настоящим человеком и род людской оказался для него своим.

Есть, правда, и второе, гораздо менее заметное. Многие, наверное, видели, царские или дворянские родословные. Они составляются для того, чтобы показать славу рода, напомнить о величии предков. Казалось бы, родословие Христа должно быть таким же, от праведника к праведнику и от добродетельного человека к добродетельному. Но что же нам показывает родословная Христа? Если мы внимательно но нее посмотрим, мы увидим, что среди всех муждских имемн есть всего три женщины, да и те известны как грешницы. Кроме девы Марии, конечно, которая стоит особняком, не упомянуто ни одной праведной жены. И это в родословной Того, Кто выше всех и святость которого несоизмерима со святостью любого из людей, потому что это святость Бога. Но не является ли это указанием на Божественную любовь и снисхождение: Тот, Кто пришел умереть за грешников, становится одного с ними рода, рождается от тех, кого пришел спасти.

Люди действительно нередко думают, что от грешника рождается грешник, но из родословной Христа мы можем сделать вывод, что грешник может измениться, что любой из нас может начать заново, что Бог не стыдится своего творения, н приходит, чтобы наполнит нашу жизнь своим светом и своей любовью.