Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29

Среди прихожан нашего храма есть один мужчина, в беседах с которым мы постоянно приходим к одной и той же теме. К рассуждению о двух путях, тех, о которых говорит сегодняшнее евангельское чтение. О пути широких и о пути узких врат. Этот, столь любимый Господом Иисусом Христом образ, не оставил без внимания, пожалуй, ни один толкователь и ни один проповедник. С этим образом всё и всем понятно: есть жизнь по собственной воле, это широкие врата, а есть жизнь по заповедям, это узкие врата. С тем нашим прихожанином мы упираемся в одни и те же мысли: ему кажется, что есть какой-то видимый критерий, что есть такой образ жизни, который гарантирует прохождение узкими вратами. К примеру, монашество или священство. А мне приходится доказывать, что никаких гарантий не существует. Что выбор того или иного пути — это не какое-то разовое действие, это ежесекундный выбор. И неважно, кто ты и что ты, в каких одеждах ты ходишь, где работаешь и где живёшь. Этот выбор необходимо будет делать всегда, до самой последней секунды. Само то греческое слово, которое переведено русским словом «подвизайтесь» в Христовой фразе «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», означает ни что иное, как участие в спортивном состязании, борьбу и стремление сделать что-либо с большим рвением, прилагая все усилия. В этом слове есть динамика и нет никакого намёка на возможность статичного покоя. Именно поэтому апостол Павел писал, чтобы каждый оставался в том звании, в котором был призван (ср. 1 Кор. 7:20). Потому что изменение социального статуса, смена места работы, женитьба или принятие монашества не способны помочь начать принимать верные, с точки зрения жизни вечной, решения. Такие решение целиком зависят от того, что святитель Феофан Затворник называл решимостью. Решимостью следовать словам Христа. А эта решимость возможна лишь тогда, когда есть у человека постоянная молитва, которая «обнаруживается устремлением... ума и сердца к Богу».