Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Среди прихожан нашего храма есть один мужчина, в беседах с которым мы постоянно приходим к одной и той же теме. К рассуждению о двух путях, тех, о которых говорит сегодняшнее евангельское чтение. О пути широких и о пути узких врат. Этот, столь любимый Господом Иисусом Христом образ, не оставил без внимания, пожалуй, ни один толкователь и ни один проповедник. С этим образом всё и всем понятно: есть жизнь по собственной воле, это широкие врата, а есть жизнь по заповедям, это узкие врата. С тем нашим прихожанином мы упираемся в одни и те же мысли: ему кажется, что есть какой-то видимый критерий, что есть такой образ жизни, который гарантирует прохождение узкими вратами. К примеру, монашество или священство. А мне приходится доказывать, что никаких гарантий не существует. Что выбор того или иного пути — это не какое-то разовое действие, это ежесекундный выбор. И неважно, кто ты и что ты, в каких одеждах ты ходишь, где работаешь и где живёшь. Этот выбор необходимо будет делать всегда, до самой последней секунды. Само то греческое слово, которое переведено русским словом «подвизайтесь» в Христовой фразе «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», означает ни что иное, как участие в спортивном состязании, борьбу и стремление сделать что-либо с большим рвением, прилагая все усилия. В этом слове есть динамика и нет никакого намёка на возможность статичного покоя. Именно поэтому апостол Павел писал, чтобы каждый оставался в том звании, в котором был призван (ср. 1 Кор. 7:20). Потому что изменение социального статуса, смена места работы, женитьба или принятие монашества не способны помочь начать принимать верные, с точки зрения жизни вечной, решения. Такие решение целиком зависят от того, что святитель Феофан Затворник называл решимостью. Решимостью следовать словам Христа. А эта решимость возможна лишь тогда, когда есть у человека постоянная молитва, которая «обнаруживается устремлением... ума и сердца к Богу».