Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19 (прот. Павел Великанов)

Iscelenie_prokajenixЛк., 85 зач., XVII, 12-19 (прот. Павел Великанов)

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ситуация с исцелением десяти прокажённых лишь только на первый взгляд может показаться совершенно очевидной. Казалось бы: несчастные просят о помиловании, Иисус их отправляет для освидетельствования к священникам, по дороге они видят, что выздоровели — и только один, и то — самарянин, иноплеменник, — тотчас же возвращается к Иисусу, чтобы его поблагодарить. Вроде бы основная тема — это неблагодарность девятерых евреев на фоне благодарного самарянина.

Однако давайте посмотрим на этот случай под немного другим углом. Зачем прокажённые были направлены к священникам? Дело в том, что только священники храма имели исключительное право устанавливать как сам факт наличия такой страшной болезни, как проказа — так и снимать этот смертельный диагноз. И девять прокажённых поступают совершенно логично с любой точки зрения: они не доверяют собственным чувствам, но отправляются к священникам, чтобы пройти освидетельствование и публично, перед всем народом, быть признанными исцелёнными. А вдруг этот процесс исцеления, который начался после слов Иисуса, также неожиданно прекратится — как и начался? А вдруг это всего лишь им показалось — и, хорошенько протерев глаза, они снова увидят себя в струпьях и язвах? А вдруг — и можно ещё найти тысячи подобных «а вдруг?» Поэтому они послушно идут к авторитетным священникам, чтобы получить своего рода «печать подлинности» их здоровья.

А что же этот иноплеменник? Почему он отказывается поступать по тому шаблону, которым руководствуются остальные? Ведь в этой ситуации мы не имеем ни малейших оснований предполагать, что остальные 9 — все такие плохие и неблагодарные, с ожесточённым сердцем — и поэтому не вернулись к Иисусу? Тем более, возможно, они и собирались тоже «воздать славу Богу» — только уже после удостоверения священниками, и сделать это в Храме Божием! Чем радикально отличается этот иноплеменник от остальных исцелённых?

Ответ — в словах Христа: «Вера твоя спасла тебя!» Но разве можно было бы исцеление остальных, если бы у них не было веры? Конечно же, нет! Иначе бы они и не просили бы об исцелении, и тем более не могли бы его получить! Значит, речь идёт о какой-то иной вере, или, точнее, ином качестве веры, которое в иноплеменнике проявилось, а в других — нет. Что же это за качество?

Чтобы понять, представим себе такую ситуацию. В многодетной семье у каждого ребёнка есть своё заветное желание, и родители это знают. На Рождество каждый из детей получает именно тот подарок, о котором мечтал. Разрываются коробки, кто-то бежит играть в машинку, другой — разбираться с новым телефоном, а девочка спешит померить новые наряды на свою любимую куклу. И только самый младший ребёнок, который тоже получил именно самую желанную игрушку, кладёт её на стол — забирается на колени к родителям и надолго застывает в объятиях. Для него игрушка — при всей важности — всего лишь ещё одно подтверждение той родительской любви, которая для него гораздо важнее. Она — всего лишь «знак», «овеществление» этой любви. И дело здесь не в «благодарности» или «неблагодарности», а в том, что этот подарок стал для него своеобразным «трамплином» в ещё большем развитии его отношений с родителями. Он ещё больше их полюбил — и именно от этого его сердце светится счастьем, а не потому, что получил подарок.

Вера для девятерых исцелённых была «инструментальной», всего лишь способом достижения цели. Они, получив вожделенное исцеление, так и не смогли прорваться сквозь текущую проблему к новому горизонту — а самарянин смог увидеть в исцелении нежное касание Божественной любви.

Как было бы здорово, если и мы учились хотя бы иногда видеть в Божественных ответах не только подтверждение того, что Он — существует, но и то, что Он — очень сильно нас любит!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!