Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38, Глава 22, стихи 1-8 (иером. Феоктист Игумнов)
445px-Cimabue01

«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века).

Лк., 108 зач., XXI, 37 - XXII, 8 (иером. Феоктист Игумнов).

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

ГЛАВА 22.

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Вопрос о виновности Иуды — вечный вопрос. Он возникает вновь и вновь. Это, конечно же, неудивительно. Во-первых, для его появления есть основания в самом тексте Священного Писания, а во-вторых, невозможно не чувствовать, что не так-то и сложно каждому из нас было бы оказаться на месте бывшего апостола. В сегодняшнем евангельском отрывке апостол Лука ничего не говорит про личный грех Иуды. Он говорит просто: «Вошёл же сатана в Иуду». Вроде бы, сам Иуда тут ни при чем. Он всего лишь объект действия злой силы. Несмотря на краткость изложения этой истории апостолом Лукой и на отсутствие в этом фрагменте какого-либо упоминания о воле самого Иуды, древние толкователи едины во мнении: не может никакой дух обладать человеком против воли человека. Сам Бог, по мысли апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вынужден стоять и стучать (ср. Откр. 3:20), ждать ответного отклика для того, чтобы войти к человеку. Тем более, для того, чтобы злой дух вошёл в человека, должны быть серьёзные предпосылки в действиях самого человека. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит так: «От нас самих зависит: если мы хотим, то [злой дух] бывает велик, и если хотим, бывает мал. Если мы внимательны к себе, и находимся вместе с Царём нашим, то он умаляется, и в борьбе с нами бывает не сильнее малого дитяти; а когда мы отдаляемся от Царя своего, тогда дьявол весьма надмевается, рыкает и скрежещет зубами, заметив, что мы лишились великой помощи».

В случае с Иудой всё давно известно, Евангелие повторяет эту мысль неоднократно: апостолу Луке дало возможность написать так, как он написал, иудино сребролюбие. Оно стало причиной невозможности оказать сопротивление злому духу. Благодаря ему Иуда превратился в объект действия злой силы. Именно поэтому Христос Спаситель и, вслед за Ним, учителя Церкви призывает всеми силами избегать любого греха, любой страсти, ведь в перспективе они лишают человека свободы, уничтожают Божий замысел о человеке, они открывают возможность к тому, что мы перестаём сами за себя принимать решения и становимся теми, в кого кто-то вселяется и через кого начинает действовать враждебная человеку сила. Действие этой силы, которая через открытые грехами двери входят в человека, всегда приводит к одному и тому же финалу, приблизительно к такому же, к какому пришёл в конечном итоге Иуда.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!