Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 22-24 (иером. Феоктист Игумнов)

15Лк., 52 зач., X, 22-24 (иером. Феоктист Игумнов)

22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Слова сегодняшнего евангельского чтения очень краткие и вместе с этим они непросты для понимания. Отцы Церкви в своих толкованиях этого отрывка делали акцент на взаимоотношениях Бога-Отца и Бога-Сына и на том, что, как мы услышали, истинное богопочитание невозможно без Сына. Отца открывает Сын и при этом Сын Сам решает кому открыть Отца, а кому нет. Безусловно, в истории Церкви находились люди, которые полагали, что раз все зависит от Сына, то абсолютно ничего не зависит от самого человека. Кому-то повезло, Сын ему открыл Отца, открыл Бога и научил истинному богопочитанию. А кому-то нет, кто-то так и остаётся вне Церкви и живёт без веры. От такого понимания один шаг до учения о некоем предопределении, о том, что изначально одни люди предопределены к спасанию, а другие к погибели и ничего с этим не поделать.

Но послушаем, что говорят святые. Блаженный Августин, епископ Иппонийский писал: «Никто не приходит [к Отцу], кроме как тот, кто привлечён. Кого привлечёт и кого не привлечёт, почему этого привлекает, а того не привлекает, — не стремись судить, если не хочешь впасть в заблуждение. Единожды прими и пойми: ты ещё не привлечён? Молись, чтобы быть привлечённым».

В словах блаженного Августина есть очень важное место, он не ставит под сомнения слова Христа Спасителя, не пытается понять их в каком-то ином, не буквальном ключе, но Августин делает замечание, которое ясно показывает, что нет никакого предопределения: если ты ещё не привлечён, то молись быть привлечённым, молись о том, чтобы Сын открыл тебе Отца. Эту же мысль развивает и другой отец Церкви, современник блаженного Августина — святитель Иоанн Златоуст. В своих гениальных проповедях он говорил: «На это некоторые нападают и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своём произволении. Но какая, говорят, надобность привлекать, если кто сам приходит к Нему? Опять и это не уничтожает нашего произволения, а, напротив, показывает, что мы нуждаемся в помощи. Здесь [Христос] говорит не о всяком приходящем, но о том, кто пользуется великим содействием [от Бога]». Иными словами, можно сказать, что быть с Богом, знать Бога — в воле самого человека.

Человек, который беспристрастно и вне какого-либо религиозного течения примется последовательно читать книги Ветхого Завета увидит в Новом Завете осуществление тех чаяний, которыми пронизана Библия. С известной степенью условности можно сказать, что книги Ветхого и Нового Заветов описывают эволюционный процесс. Теория биологической эволюции не подразумевает волевого участия в ней того или иного живого существа. Какая-нибудь амёба не принимала решения восходить на следующие ступени развития. Согласно теории эволюции, этот процесс вообще никак не соотносится с личным выбором. Христос — осуществление всей истории. Он — вершина, к которой стремилось человечество, цель, к которой оно направлялось, мечта, которая преследовала ветхозаветных праведников. Именно к Нему направлен эволюционный процесс Библии. В Нем — вершина развития человека. Но, в отличие от различных эволюционных теорий, быть или не быть на вершине богообщения и преображения — личный выбор каждого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!