* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 46-52 (прот. Павел Великанов)
1

Исцеление иерихонского слепца

Мк., 48 зач., X, 46-52 (прот. Павел Великанов)

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангельский эпизод об исцелении слепого Вартимея, который мы только что слышали, очень трогательный. Почему? Давайте вслушаемся в текст.

Итак, откуда выходит Иисус? Из Иерихона. Это легендарный библейский город, который первым захватили евреи в земле обетованной при явной помощи Бога – благодаря тому, что неприступные стены города рухнули чудесным образом. Иерихон располагался в цветущей долине, окружённый горами, и неспроста также именовался «городом пальм» – которых там было в изобилии. Здесь же находились производства бальзама – целебной ароматической смолы, которую давало бальзамное дерево, произраставшее именно здесь. Этот бальзам был весьма дорогим лекарственным средством и поэтому составлял одну из значительных статей государственного дохода – как об этом пишет Иосиф Флавий в «Иудейских Древностях». Неудивительно, что здесь же находилось и немало сборщиков податей – один из которых – Левий Матфей – стал учеником Христа.

Одним словом, Иерихон времен Христа – это процветающий экономический центр Иудеи. И вот сюда приходит Иисус – вокруг Которого кружатся невероятные слухи, и воздух напоён ожиданием – уж не Он ли и есть долгожданный Мошиах, Мессия? Пребывание Иисуса в Иерихоне ещё больше разогрело народ – и вот, Он выходит из города, направляясь в Иерусалим. По дороге ученики затевают спор, кто из них займёт какой пост в новом правительстве Мессии. То есть – окружающие совершенно убеждены в том, что Иисус идёт в Иерусалим, чтобы объявить Себя Мессией и Царём Израиля, изгнать ненавистных римлян – и открыть Мессианскую эпоху.

У людей внутри всё клокочет: ну неужели, наконец-то, это случится? И тут вдруг – с трудом различимый среди шума толпы голос несчастного слепца. Совершенно неуместно. Не вовремя. Не о том, о чем все сейчас говорят. Да мало ли каких вокруг слепцов? Его заставляют замолчать – а он, напротив, ещё громче начинает уже кричать и просить.

Тогда Иисус останавливается – а вместе с Ним и вся толпа – и просит привести слепца к Себе. Ключевой вопрос: «Чего ты хочешь от Меня?» – «Прозреть!» – «Иди, вера твоя спасла тебя!» – и жизнь слепца совершает крутой поворот.

О чем сегодняшнее чтение? Оно не только о том, что для Бога – мелочей не существует, любой, даже самый никудышный с нашей точки зрения человек для Него – драгоценный камень, любимый и желанный. Сегодняшнее Евангелие ещё и о том, как важно часто задавать себе вопрос: чего я хочу от Бога? Вот представьте себе: вам даётся уникальная возможность непосредственно, лицом к лицу, одной фразой озвучить Богу, что вы хотите самого главного? Как, получилось сформулировать? Почему так сложно? Да потому, что все наши подлинные желания – всегда сбываются. Подлинные – это не теоретические «хорошо было бы, если бы…» и так далее. Подлинные –  это те, которые пропитаны верой: то есть мы уже предвкушаем то, как мы будем жить, когда они исполнятся. Кто очень сильно чего-то желает – уже частью своей души живёт в желаемом – и это есть – действенная вера. Вартимей, ещё будучи обречённым на слепоту, уже понимал, как он будет жить, когда прозреет – и верил в это. Вот почему и услышал: «вера твоя спасла тебя!»

И теперь – самое болезненное: а мы на самом деле готовы к исполнению нашего самого главного желания? Или это желание – всего лишь хитрое прикрытие для того, чтобы жить совершенно другим?

Помоги же нам, Господи, научиться быть предельно честными в общении с Тобой!