* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16 (прот. Павел Великанов)
000046

Притча о работниках в винограднике (Рембрандт, 1637 год)

Мф., XX, 1-16 (прот. Павел Великанов)

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о наёмных работниках виноградника звучит для нас несколько искусственно – но проблема не в самой притче, а в нашем непонимании реалий сельскохозяйственной жизни Палестины времён земной жизни Христа Спасителя. Когда наступало время собирания винограда – а это середина – вторая половина сентября – было крайне важно как можно быстрее собрать весь урожай. В противном случае можно было затянуть до начала сезона дождей, перезревший виноград лопался и становился ни к чему не пригодным. Учитывая, что в это время весь народ был занят сбором урожая, любой дополнительной паре рабочих рук были весьма рады. Поэтому даже на самое краткое время – как в притче – всего лишь на час – помочь в сборе гроздьев – уже всячески приветствовалось.

Но притча, конечно же, не о специфике сельского хозяйства. Она хоть и говорит ясным для слушателей Иисуса языком, но её смысл – очень глубокий. Этой притчей, как острым ножом, Спаситель вскрывает давний гнойник в сердцах иудеев. Имя этому нарыву – собственническое отношение к Господу Богу.

В притче чётко разделяются два пространства: то, как думают работники – и то, как поступает с ними заказчик, работодатель. У каждого из них – своя логика. С точки зрения работников, несправедливо расплатиться одной и той же суммой с теми, кто проработал целый день на жаре – и с теми, кто лишь к вечеру совсем немного потрудился. С другой стороны, у хозяина – тоже своя логика: он никого не обманывает, обговорененую сумму отдаёт – но вправе сам решить, сколько выплатить тому, кто пришёл последним. Работников возмущает отказ хозяина руководствоваться их шаблонами: их мышление – прямолинейное, мышление заказчика – в иной системе координат. Работники думают о безусловной зависимости оплаты от результата – а хозяин просто хочет всем дать одинаковую сумму, не соизмеряясь с затраченными усилиями.

Заметим также, что эту притчу Спаситель произносит совсем незадолго до последних трагических событий, завершившихся Его Распятием и смертью на Кресте. Эта притча – не о том, что некогда было, а о будущем. Пройдёт совсем немного времени – и в основанную Иисусом Церковь начнут вливаться потоки язычников, которые для правоверных иудеев были «гоями», людьми второго сорта, отверженными Богом, преданными проклятию. Иудею, тщательно соблюдавшему веками Закон Моисея, оберегавшему чистоту своей веры, бесконечно осложнявшему собственную жизнь тщательным исполнением необходимых ритуалов – увидеть себя наравне со вчерашним язычником – немыслимое оскорбление. Как так: мы понесли столько трудов, пролили столько крови и пота ради нашего Бога – а эти вчерашние лентяи, безбожники и развратники вместе с нами получают точно такой же дар от Бога? Всё то, что где-то в глубине души, бессознательно воспринималось как единственное условие Богоугождения – оказывается не особо-то и нужным, совершенно не критичным для получения Божественной милости! Это – сильнейший удар по религиозной самодостаточности! Христос открывает слушателям невероятную истину: милость Бога не пропорциональна трудам, Бог совершенно не манипулируем человеческим поведением. Да, без всякого сомнения, Он принимает во внимание, что и как человек делает – но окончательное решение – только за Ним Одним.

Сегодняшнее чтение очень утешительно для нас, среди которых мало кто может похвалиться обилием подвигов и трудов ради Христа. Мы очень надеемся, что и к нам Господь явит такую же милость, какую показывает в притче. Но надо всегда помнить: в притче ничего не говорится о тех, кто так и не переступил порог виноградника – Церкви Христовой. Хотя бы немного, хотя бы в самый последний час – но всё же надо потрудиться на ниве исполнения евангельских заповедей! И какими бы ни были скромными плоды наших усилий – именно они – главный показатель искренности нашего желания быть вместе с Господом!