Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13

09 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Замечательный евангельский эпизод мы сейчас слышали! Ещё одно подтверждение подлинности Евангелия от Матфея – ведь это именно он и есть тот самый Левий Матфей, о призвании которого мы только что узнали! Матфей скромно умалчивает о том, о чем засвидетельствовал другой евангелист – Лука: дом, в котором и был устроен пир, был не просто чьим-то домом, но именно домом самого Матфея, только что призванного стать апостолом! Не сомневаюсь, что Матфей мог бы много чего интересного рассказать нам о том, что там происходило – но он счел важным упомянуть лишь о раздражительной реакции фарисеев и проникновенном ответе Иисуса.

Для сильно ревнующего о чистоте своего благочестия иудея зайти в дом человека с дурной репутацией – недопустимо. Презрение и подчёркнутое игнорирование воспринималось как нормальный воспитательный приём, призванный побудить грешника к раскаянию и возвращению к праведному образу жизни. Напротив того, доброжелательное и милостивое отношение к далёкому от шаблонного благочестия – легко трактовалось как попустительство и безразличие. Именно поэтому фарисеи столь сильно возмутились, узнав, что Иисус в доме сборщика податей, где к тому же собрались и другие грешники – люди, к которым религиозные ревнители относились с презрением.

Здесь сам поступок Иисуса не менее показателен, чем Его слова. Он – как и Его Небесный Отец – не гнушается никаким человеком, в каком бы состоянии он ни находился. Бог не отождествляет поступок человека и самое существо данного человека – которое постоянно меняется. Осуждая сам поступок, сам грех, не осуждается согрешивший. Это умение прозревать сквозь внешнюю скорлупу греха живое, болезнующее о своих ошибках сердце, резко отличает Иисуса от всех других еврейских проповедников. Он бесконечно верит в человека – даже если этот человек, казалось бы, не то что недостоин этой веры, но, напротив, предпринимает всё, чтобы ему никогда больше не верили. В этом – сила Божественной неотступности любви, которая не останавливается ни перед чем, чтобы найти заблудившегося и вернуть его к себе в отчий дом.

Но относиться к другим так, как это сегодня показывает нам Спаситель – не то что непросто, но очень опасно и больно. Ты поворачиваешься открытой душой к человеку далеко не безупречному – но ведь нет никаких гарантий, что он тебя не подведёт, не обманет, не предаст, не ударит наотмашь по самому больному месту! Куда проще оденься в непробиваемую броню принятого церемониала и держать всех на безопасном расстоянии от себя! Но, быть может, именно от нас в данный момент Бог ожидает всего лишь дать надежду другому – что и он – небезнадёжен, что и для него не закрыта дверь спасения, что и в него – можно верить? Ведь иногда достаточно одной искренней улыбки, пары добрых и тёплых слов, всплывших из глубины любящего сердца – чтобы вывести другого из тупика безысходности!

Сегодня Евангелие призывает нас не скупиться на доброту, и щедрой рукой расточать вокруг себя милость, надежду и доверие: и даже не смотреть, а насколько достойны наших милостей окружающие!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!