Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали одно из самых пререкаемых утверждений Христа Спасителя – о непротивлении злу. Одни видят в этом призыв отказаться противодействовать злу, другие – проявление слабости и трусости, третьи – пытаются найти сложносочинённые толкования, чтобы свести воедино несводимое. Однако речь в сегодняшнем чтении идёт о вполне понятных для всякого иудея вопросах. Что такое «удар по правой щеке»? Очевидно, что это – пощёчина, которую отвешивали тыльной стороной руки – не с целью физически травмировать, а исключительно для унижения, чтобы выразить своё презрительное отношение. И тут же Иисус говорит о будничных вещах: простой народ носил всего две одежды – нижнюю рубашку, по сути – бельё, и верхнюю одежду. Воровство нижнего белья могло быть предметом судебного разбирательства: и в этой ситуации Иисус настоятельно рекомендует отдать в том числе и верхнюю одежду. Затем Он говорит об обычном случае для оккупированной римлянами территории Иудеи, когда воины не гнушались привлекать местных жителей для разных работ, используя их зависимое положение. Услышать иудею, что ему советуют не только не возмущаться и не противиться подобным беззаконным и унизительным принуждениям – но ещё и выполнять работу с охотой, в большем объеме, нежели чем требуется – такое слушать просто невыносимо! Зачем Христос так провоцирует Своих слушателей? Он поступает, как высокопрофессиональный ритор, когда хочет сконцентрировать внимание на чём-то необычайно важном. Он использует гиперболу – сознательное преувеличение – посредством которого эффектно раскрывается сложный вопрос: что важнее – отношения или собственничество? Что важнее – быть или иметь? Все приведённые Спасителем гиперболы – пощёчина, украденная одежда, вынужденные работы – помещают человека в состояние острого кризиса, из которого есть только два выхода. Первый – «симметричный ответ»: ответный удар, судебное разбирательство, вооружённый бунт. Маятник зла, запущенный другой стороной, активно раскачивается всё сильнее и сильнее. Но есть и другой выход, «несимметричный ответ». Вобрать в себя эту силу зла, выпущенную в тебя с надеждой, что ты добавишь к её силе ещё и твой собственный импульс – и тем самым остановить зло, не дав развиваться ему дальше. Такое «непротивление злу» – и есть самое эффективное противодействие. Не формальное, не по принципу «он мне, а я – ему», а по сути останавливающее или существенно замедляющее распространение заразы зла среди людей. Никто не говорит, что поступать так – легко и просто. Это – совсем не то же самое, что опустить руки и бездействовать. Идти вслед за Христом путём этой заповеди – значит, взвалить неподъемный крест терпения и милости и тащить его на твою личную Голгофу. Но при этом, сквозь капли кровавого пота, на грани отчаяния – помнить: за Крестом всегда следует и Воскресение!…

Мы слышали одно из самых пререкаемых утверждений Христа Спасителя – о непротивлении злу. Одни видят в этом призыв отказаться противодействовать злу, другие – проявление слабости и трусости, третьи – пытаются найти сложносочинённые толкования, чтобы свести воедино несводимое. Однако речь в сегодняшнем чтении идёт о вполне понятных для всякого иудея вопросах. Что такое «удар по правой щеке»? Очевидно, что это – пощёчина, которую отвешивали тыльной стороной руки – не с целью физически травмировать, а исключительно для унижения, чтобы выразить своё презрительное отношение. И тут же Иисус говорит о будничных вещах: простой народ носил всего две одежды – нижнюю рубашку, по сути – бельё, и верхнюю одежду. Воровство нижнего белья могло быть предметом судебного разбирательства: и в этой ситуации Иисус настоятельно рекомендует отдать в том числе и верхнюю одежду. Затем Он говорит об обычном случае для оккупированной римлянами территории Иудеи, когда воины не гнушались привлекать местных жителей для разных работ, используя их зависимое положение. Услышать иудею, что ему советуют не только не возмущаться и не противиться подобным беззаконным и унизительным принуждениям – но ещё и выполнять работу с охотой, в большем объеме, нежели чем требуется – такое слушать просто невыносимо! Зачем Христос так провоцирует Своих слушателей? Он поступает, как высокопрофессиональный ритор, когда хочет сконцентрировать внимание на чём-то необычайно важном. Он использует гиперболу – сознательное преувеличение – посредством которого эффектно раскрывается сложный вопрос: что важнее – отношения или собственничество? Что важнее – быть или иметь? Все приведённые Спасителем гиперболы – пощёчина, украденная одежда, вынужденные работы – помещают человека в состояние острого кризиса, из которого есть только два выхода. Первый – «симметричный ответ»: ответный удар, судебное разбирательство, вооружённый бунт. Маятник зла, запущенный другой стороной, активно раскачивается всё сильнее и сильнее. Но есть и другой выход, «несимметричный ответ». Вобрать в себя эту силу зла, выпущенную в тебя с надеждой, что ты добавишь к её силе ещё и твой собственный импульс – и тем самым остановить зло, не дав развиваться ему дальше. Такое «непротивление злу» – и есть самое эффективное противодействие. Не формальное, не по принципу «он мне, а я – ему», а по сути останавливающее или существенно замедляющее распространение заразы зла среди людей. Никто не говорит, что поступать так – легко и просто. Это – совсем не то же самое, что опустить руки и бездействовать. Идти вслед за Христом путём этой заповеди – значит, взвалить неподъемный крест терпения и милости и тащить его на твою личную Голгофу. Но при этом, сквозь капли кровавого пота, на грани отчаяния – помнить: за Крестом всегда следует и Воскресение!…

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

В каких случаях необходимо обращаться к Богу с молитвой о помощи? И как сделать это правильно? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке…

24.04.2024

This website uses cookies.