Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 44-47

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 1-4

01 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

02 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

03 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

04 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47, Глава 21, стихи 1-4 (прот. Павел Великанов)

90987.p

Лепта вдовицы

Лк., XX, 45 - XXI, 4 (прот. Павел Великанов)

Глава 20.

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Глава 21.

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — две ярких, контрастирующих друг с другом, истории. Первая — о духовных лидерах еврейского народа, которые удовлетворяют своё тщеславие и высокое мнение о своей значимости демонстрацией отличий от обычного народа. Христос Спаситель не поддаётся чарующему действию внешней религиозной атрибутики и смотрит в самую суть тех, кто носит эти особенные одежды: под ними скрываются хищные волки, которые не остановятся перед лицом явной нищеты и лишений — и всё равно смогут даже из бедняка вытянуть хоть какое-то пожертвование.

Вторая история — о приносящих дары в сокровищницу Иерусалимского храма. Здесь — противопоставление двух мелких монеток, которые принесла вдова — по сути ничего не значащих для церковного бюджета — крупным суммам тех, у кого, как говорится, «деньги водятся». И снова здесь Христос смотрит не на форму, а на суть: вдова отдаёт свои последние деньги — рискуя так и остаться голодной неизвестно как долго — а богатый ничем не рискует и продолжает жить так же комфортно, как и раньше.

Итак, стремительно приближается завершение земной истории Спасителя — ведь иудейскими старейшинами уже принято решение о том, что Он должен быть устранён. И Христос напрямую обличает существующие порядки — ни мало не смущаясь тем, что далеко не всякому такое обличение будет по нраву. Ему очень важно — пока ещё осталось немного времени — вложить в умы и сердца учеников яркие, хлёсткие образы принципиально иной тональности религиозной жизни. Он проповедует не какое-то новое религиозное учение — с иными обрядами и вероучением — нет, Он не видит смысла разрушать систему сложившихся представлений о Божественном — но разворачивает фокус внимания на иное. Главное — не формы, а содержание; не поступки, а их причины; не внешнее, а внутреннее. Можно быть вполне благочестивым иудеем по внешним параметрам — но при этом оказаться врагом Богу. И, напротив — какой-то презренный сборщик налогов в глубине сердца может носить такой напряжённости вопль к Богу, что эта молитва буквально пронзит Небеса.

Нам иногда может казаться, что эти евангельские истории к нам, христианам, уже не имеют никакого отношения. Ведь мы-то знаем, что Царство Небесное — оно «внутри есть», а не во внешних ритуалах. И вовсе не ряса делает священника ближе к Богу. И не всякий богач, пожертвовавший в церковь крупную сумму, тем самым выторгует себе у Бога особую милость. Но несмотря на всё наше «знание» — мы снова и снова оказываемся в очень схожей ситуации. Те же мысленные шаблоны, за которые столь жёстко обличал Иисус иудеев, витают и в наших головах — лишь слегка меняя своё обличие. Как трудно не поверить священнику в то, что ты — исключительный, когда прихожане всячески убеждают тебя в этом! Как сложно не ощутить себя «великим благодетелем» — когда в Церкви именно так тебя и величают и многолетствуют! Как не поддаться соблазну убедить и без того нуждающуюся пенсионерку, что стоит ей внести своё скромное пожертвование на храм — и Бог тотчас чудесным образом поможет ей разобраться с проблемами!

Всё Священное Писание — это краткий сборник «рецептов», своего рода «противоядий» к ошибочным представлениям, которые крепко удерживают нас в наезженной колее — а мы и не замечаем, как снова и снова оказываемся побеждёнными грехом. Дай же каждому из нас, Господи, мужества и усердия ухватившись за Твои слова, выбираться из опасных шаблонов — и учиться жить в Духе и истине!

Лепта вдовицы

Лк., XX, 45 - XXI, 4 (прот. Павел Великанов)

Глава 20.

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Глава 21.

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — две ярких, контрастирующих друг с другом, истории. Первая — о духовных лидерах еврейского народа, которые удовлетворяют своё тщеславие и высокое мнение о своей значимости демонстрацией отличий от обычного народа. Христос Спаситель не поддаётся чарующему действию внешней религиозной атрибутики и смотрит в самую суть тех, кто носит эти особенные одежды: под ними скрываются хищные волки, которые не остановятся перед лицом явной нищеты и лишений — и всё равно смогут даже из бедняка вытянуть хоть какое-то пожертвование.

Вторая история — о приносящих дары в сокровищницу Иерусалимского храма. Здесь — противопоставление двух мелких монеток, которые принесла вдова — по сути ничего не значащих для церковного бюджета — крупным суммам тех, у кого, как говорится, «деньги водятся». И снова здесь Христос смотрит не на форму, а на суть: вдова отдаёт свои последние деньги — рискуя так и остаться голодной неизвестно как долго — а богатый ничем не рискует и продолжает жить так же комфортно, как и раньше.

Итак, стремительно приближается завершение земной истории Спасителя — ведь иудейскими старейшинами уже принято решение о том, что Он должен быть устранён. И Христос напрямую обличает существующие порядки — ни мало не смущаясь тем, что далеко не всякому такое обличение будет по нраву. Ему очень важно — пока ещё осталось немного времени — вложить в умы и сердца учеников яркие, хлёсткие образы принципиально иной тональности религиозной жизни. Он проповедует не какое-то новое религиозное учение — с иными обрядами и вероучением — нет, Он не видит смысла разрушать систему сложившихся представлений о Божественном — но разворачивает фокус внимания на иное. Главное — не формы, а содержание; не поступки, а их причины; не внешнее, а внутреннее. Можно быть вполне благочестивым иудеем по внешним параметрам — но при этом оказаться врагом Богу. И, напротив — какой-то презренный сборщик налогов в глубине сердца может носить такой напряжённости вопль к Богу, что эта молитва буквально пронзит Небеса.

Нам иногда может казаться, что эти евангельские истории к нам, христианам, уже не имеют никакого отношения. Ведь мы-то знаем, что Царство Небесное — оно «внутри есть», а не во внешних ритуалах. И вовсе не ряса делает священника ближе к Богу. И не всякий богач, пожертвовавший в церковь крупную сумму, тем самым выторгует себе у Бога особую милость. Но несмотря на всё наше «знание» — мы снова и снова оказываемся в очень схожей ситуации. Те же мысленные шаблоны, за которые столь жёстко обличал Иисус иудеев, витают и в наших головах — лишь слегка меняя своё обличие. Как трудно не поверить священнику в то, что ты — исключительный, когда прихожане всячески убеждают тебя в этом! Как сложно не ощутить себя «великим благодетелем» — когда в Церкви именно так тебя и величают и многолетствуют! Как не поддаться соблазну убедить и без того нуждающуюся пенсионерку, что стоит ей внести своё скромное пожертвование на храм — и Бог тотчас чудесным образом поможет ей разобраться с проблемами!

Всё Священное Писание — это краткий сборник «рецептов», своего рода «противоядий» к ошибочным представлениям, которые крепко удерживают нас в наезженной колее — а мы и не замечаем, как снова и снова оказываемся побеждёнными грехом. Дай же каждому из нас, Господи, мужества и усердия ухватившись за Твои слова, выбираться из опасных шаблонов — и учиться жить в Духе и истине!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.