Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47, Глава 21, стихи 1-4. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 44-47

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 1-4

01 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

02 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

03 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

04 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47, Глава 21, стихи 1-4 (о. Дмитрий Барицкий)
90987.p

Лепта вдовицы

Лк., XX, 45 - XXI, 4 (о. Дмитрий Барицкий)

Глава 20.

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Глава 21.

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Книжники, или как их еще называли соферим, от слова софер, книга, — это еврейские мудрецы, которые всю свою жизнь посвятили изучению Священного Писания. Книжники были людьми учеными, прекрасно знали религиозный закон и были весьма искусны в его толковании. Нередко именно к ним люди приходили за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. Они желали услышать от них мудрого совета, который подкреплялся бы словами Священного Писания или же какого-то известного иудейского мудреца. Иными словами, книжники были носителями и хранителями духовной традиции еврейского народа. По этой причине их авторитет в Израиле был огромен. В свою очередь многие из них не пренебрегали воспользоваться своим особым положением. Во всяком собрании они стремились занять почетные места, любили, когда к ним обращались с уважением и всячески подчеркивали свой исключительный статус. Многое в их жизни было напоказ, в том числе и благочестие, на которое они специально обращали внимание окружающих. Книжники жертвовали огромные суммы на храм, причем делали это так, чтобы их благотворительность была заметна всему миру. Подобная напускная добродетельность и набожность, безусловно, вводила людей в заблуждение. Особенно же страдали от нее люди малоимущие, которые готовы были многое отдать за мудрый совет или же благословение такого, как они думали, мудреца, а в итоге несли очень сильные издержки. Поэтому и говорит о них Христос, что они «поедают домы вдов», то есть, по сути, обирают их. Итак, все благочестие и ученость книжников — мыльный пузырь, просто красивая обертка, за которой нет никакого глубокого содержания.

Ярким контрастом им выступает образ бедной вдовы. Вдовы и сироты были самым обездоленным классом в израильском обществе. По сути, не имея защиты, они могли подвергнуться любым несправедливостям и даже издевательствам. В своей массе это были люди бедные, а многие и просто нищие. Та вдова, о которой мы услышали сегодня, ничем не отличалась от подобных ей несчастных женщин. Серая мышка, на которую никто и никогда не обратил бы внимания. Да и не на что было обращать. Просто тень на фоне великолепия храма и тех знатных вельмож, которые приходили к храмовой казне и вносили в нее круглые суммы. По сравнению с ними жертва вдовы просто мизерная. Она положила всего две лепты. По нашему, две копейки. Жалкие крохи. Однако для нее это означало лишить себя дневного пропитания, а может и более продолжительного. Поэтому Христос среди всего этого лоска и великолепия, обращает внимание именно на нее.

Легко пожертвовать миллион, когда в банке у тебя на счету миллиард. Еще легче это сделать перед многотысячной аудиторией, под девизом «на благотворительность». Этакий жест, который надолго обеспечит тебе репутацию. Однако это не значит, что помыслы твои чисты. На подобные поступки часто способны люди тщеславные, корыстные или же откровенные мерзавцы. Вспомните, чем отличился, например, Ирод, который убил вифлеемских младенцев и терроризировал на протяжении всего своего правления еврейский народ! Он был выдающимся строителем и благоукрасителем. И главная его постройка — не крепость, не дворец. Он осуществил грандиозную реконструкцию Иерусалимского храма. Поэтому громкими делами, жертвой от избытка Бога не удивишь. Совсем иное, когда отдаешь последнее, дорогое, да еще остаешься при этом в полной безвестности — вот настоящий подвиг. Для этого нужна жертвенность и большое сердце. Именно такое было у бедной вдовы. А потому в итоге, несмотря на свою нищету, именно она обладала подлинным и непреходящим богатством.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!