Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37; Глава 14, стихи 1-2. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 1-2

01 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;

02 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 31-37, Глава 14, стихи 1-2 (прот. Павел Великанов)
13-4

Единородный Сын Слово Божие. XVIII в. Псков

Мк., XIII, 31 - XIV, 2 (прот. Павел Великанов)

Глава 13.

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Глава 14.

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Завершается «апокалиптическая речь» евангелиста Марка — или, как ещё называют эту часть Евангелия — «малый апокалипсис». Подробное описание событий, связанных с последними временами, заканчивается призывом молиться и «бодрствовать». Для пояснения приводится короткая притча о хозяине, который должен вернуться домой — но никто не знает, когда именно это произойдёт.

Очевидно, что речь идёт не о хроническом отсутствии сна — ведь это притча, посредством которой Спаситель стремится донести очень важную мысль. Почему же идея о необходимости бодрствования столь важна?

Наверное, каждый из нас оказывался в неловкой ситуации, когда по какой-то причине вдруг «выпадал» из реальности. И это совсем необязательно мог быть сон — достаточно глубоко задуматься о чем-то своём — и вот, ты уже почти не воспринимаешь происходящее. Если мы внимательнее понаблюдаем за собой в течение дня, нетрудно заметить: оказывается, мы «выпадаем» гораздо чаще, чем может показаться поначалу. Современные средства коммуникации активно подталкивают нас к такому состоянию — ведь то, что они передают — очень увлекательно и захватывает целиком наше внимание. Мы перестаём быть присутствующими в текущем моменте — наш ум оказывается сосредоточенным на ином, на том, что происходит на экране смартфона — а всё остальное воспринимается почти автоматически.

Но дело не только в современных гаджетах: состояние не-бодрствования, полу-сна — это одно из неизбежных следствий глубинной рас-строенности человека после грехопадения. Словно некий внутренний стержень оказался сломан — и силы души вместо прежней гармонии стали противодействовать друг другу. Чтобы «выпасть» из реальности, совсем необязательно «утонуть» в социальной сети: достаточно лелеять в сердце обиду, или зависть, или гнев — чтобы оказаться не менее «выключенным» из реальности, неадекватным. Только в состоянии внутреннего трезвения человек может сказать: «я сам управляю собой!» — но как только человек погружается в тот или иной морок — уже не он управляет, а его «несёт» — хотя видимость того, что он сам у руля сохраняется — в точности, как во сне — пока не проснёшься...

Сегодня Христос призывает нас к добродетели бодрствования, или трезвения. Когда мы внутренне бодрствуем, мы можем следить за всем, что происходит как внутри нас, так и снаружи, и принимать соответствующие решения. Более того: только в состоянии внутреннего трезвения можно суметь отличить приходящие к нам дурные помыслы от нейтральных или хороших, не позволить оказаться увлечённым той или иной неудержимой страстью, да и в целом понимать, что происходит. В одном из патериков есть такое наставление старца молодому монаху, который пришёл к духовнику за советом, как быть с одолевающими его греховными помыслами. Старец сказал: «встань у дверей своего сердца, словно перед норой змеи — и как только змея дурного помысла покажется, бей её дубинкой молитвы — она и исчезнет!» Но так невозможно поступать, если не находиться «внутри» себя с полным вниманием и трезвением: стоить отвлечься на что-то иное, как мысленная змея тотчас выскочит и сделает свой смертельный укус.

Помоги же нам, Господи, быть внимательными к тому, что происходит в нашем сердце — и не позволять никаким помыслам или переживаниям увлекать нас в неадекватность!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!