Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12-20
Ин., VIII, 12-20 (прот. Павел Великанов)
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Мы слышали, как евангелист Иоанн продолжает рассказ о нарастающем непонимании между Иисусом и иудейскими религиозными лидерами. Его слова о Себе как о «свете миру» вызвали глубокое недоумение: как человек может Сам Себя так высоко именовать? Даже если теоретически такое допустить, то требуется подтверждение со стороны хотя бы двух внешних свидетелей! В ответ Иисус использует традиционный раввинистический аргумент «насколько же более»: если для вас достаточно свидетельства двух обычных людей – насколько же более истинно свидетельство Отца и Сына? На протяжение всего повествования мы слышим, как Иисус постоянно ссылается на свидетельство Своего Отца – Которого иудеи считают своим Богом. Против такой аргументации иудеям возражать крайне трудно: они действительно видят, что Иисус совершает такие дела, какие не под силу никакому обычному человеку – он явно обладает какой-то особой, исключительной духовной силой, не меньшей, чем иудейские пророки – и это игнорировать невозможно. Но поскольку Он Своими словами существенно меняет привычные акценты и разбивает давние стереотипы – согласиться с Ним значило бы подвергнуть серьезному риску устойчивость всей религиозной системы. Значит, скорее всего, источник Его особой силы – не Бог, а диавол – так склоняются считать иудейские старейшины. Но Иисус решительно отказывается от подобных обвинений и призывает в свидетели Того Самого Бога, Которому иудеи и служат. Отчаявшись найти выход из этого замкнутого круга, старейшины буквально требуют, чтобы Бог Отец выступил как свидетель того, что Иисус – не самозванец. В ответ Иисус говорит: если бы вы на самом деле служили Моему Отцу – Которого вы называете «вашим Богом» – у вас и вопроса бы не возникло, откуда Я пришёл и Кто Меня послал. То, что у вас этот вопрос есть – уже показатель наличия серьезных проблем в ваших отношениях с Богом.
На это возразить законоучителям уже совсем нечего – и они отходят, затаив в сердце злобу и обиду, но пока не понимая, каким образом подловить Иисуса и предать смерти.
Как важно и нам, ученикам Христовым, помнить о важности подтверждения нашей веры не словами, а конкретными делами! Ведь никто от нас не застрахован от того трагического разрыва, который произошёл в еврейском народе – разрыва между опытом живого Богообщения и погружённости в религиозный ритуал! Чтобы этого не произошло, надо не бояться задавать себе вопрос: вот я пощусь – это на самом деле меня приближает к Богу – или всего лишь я ставлю «галочку» в списке моих добрых дел для предъявления Господу Богу? А вот я встаю на молитву – мне действительно хочется пообщаться с Богом – или просто требуется «правило вычитать» – чтобы духовник не расстраивался? Чем больше таких вопросов – тем некомфортнее внутри, но и существенно меньше шансов свалиться в самоуверенность и религиозную самодостаточность.
Помоги же нам, Господи, почаще быть искренними в отношениях с Тобой!