Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23 протоиерей Павел Великанов

Проклятие смоковницы, изгнание торгующих из храма, спор с книжниками и первосвященниками — всё это острейшие ситуации незадолго до ареста Иисуса. Напряжение между Спасителем и духовными элитами иудейства достигло предела: уже принято решение о необходимости ликвидации Иисуса, осталось только найти повод, как бы это сделать, избежав сильных волнений в народе. Невидимый рубикон пройден: Иисус приговорён — хотя об этом пока знает только небольшая группа людей — но именно в их руках — бразды правления народом. Христос Спаситель тоже понимает, что духовные лидеры окончательно определились в своём отношении к Нему — и никаких иллюзий в этом вопросе нет. Поэтому каждый поступок Иисуса — это глубоко символическое действие, которым Он, подобно древним пророкам, даёт определённый знак. Каждый поступок — это своего рода «послание», в котором работает всё — и слова, и эмоции, и действия. Ситуация со смоковницей именно поэтому и «пронзает» сознание учеников — они уже настолько перенапряжены, эмоционально истощены, их ум уже не справляется с пониманием ситуации, что только наглядным образом можно вложить в их сердца принципиально важные истины, которые и могут помочь им устоять в будущем. Что же это за истины?

Первая, и самая главная — это истина действенности веры. Очень скоро всё рухнет: от их прежней веры не останется и следа, когда они увидят, как их Учитель и Друг висит в предсмертных муках на Кресте, преданный, униженный, брошенный всеми, словно какой-то преступник. Всё пойдёт совсем не по тому сценарию, который каждый из учеников лелеял в тайне. И в ситуации со смоковницей Иисус призывает их не бояться верить: только по вере, словно тонкой, невидимой нити, натянутой над пропастью, можно пройти сквозь безысходность и отчаяние. Но что значит — верить и не усомниться в своём сердце?

Когда мы слышим слова Иисуса о вере, нам нередко кажется, что речь идёт о неком «душевном напряжении», которого нам, ленивым и расслабленным, так сильно не хватает. А вот если мы ещё чуть-чуть сейчас поднапряжёмся, сконцентрируемся, будем чаще повторять: а я верю, а я верю, а я всё равно верю! — то и горы вокруг нас начнут двигаться, и водами мы с лёгкостью будем повелевать! Как, пробовали? Что, так и не получилось? Ещё бы: нет в этом ничего удивительного! Это только колдуны и разные новоявленные чародеи могут утверждать, что всё им «по плечу», стоит лишь захотеть — к настоящей религиозной жизни подобные «вибрации верой» никакого отношения не имеют. Это всё — магия, колдовство, попытка сыграть в эдакого «Бога в миниатюре».

Но о какой тогда вере говорит нам сегодня Иисус? О вере, в которой главное — Сам Бог. Что это значит?

Очень легко можно увидеть в вере своего рода инструмент достижения собственных целей. И Бог в такой картине — не более, чем средство, которое становится ненужным, когда цель достигнута. Но религиозная вера совершенно иная: это прежде всего сонастроенность с Богом, состояние внутренней распахнутости души по направлению к Богу и готовности принимать Его волю, даже тогда, когда всё внутри тебя решительно сопротивляется этому: «Отче мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» В этих словах Гефсиманской молитвы Христа незадолго до ареста — вершина веры как полного предания себя в руки Отца — при полном непонимании, почему всё должно произойти именно так, а не каким-то иным, более щадящим и не столь суровым, образом. Это решительный отказ быть пленником самости, своекорыстного интереса сохранения себя. И именно в таком состоянии сила веры как сонастроенности двух воль — Божественной и человеческой — приобретает непреодолимую мощь.

Помоги же и нам, Господи, научиться ощущать Тебя в каждом мгновении нашей жизни и не противостоять Тебе нашей эгоистической волей!

Проклятие смоковницы, изгнание торгующих из храма, спор с книжниками и первосвященниками — всё это острейшие ситуации незадолго до ареста Иисуса. Напряжение между Спасителем и духовными элитами иудейства достигло предела: уже принято решение о необходимости ликвидации Иисуса, осталось только найти повод, как бы это сделать, избежав сильных волнений в народе. Невидимый рубикон пройден: Иисус приговорён — хотя об этом пока знает только небольшая группа людей — но именно в их руках — бразды правления народом. Христос Спаситель тоже понимает, что духовные лидеры окончательно определились в своём отношении к Нему — и никаких иллюзий в этом вопросе нет. Поэтому каждый поступок Иисуса — это глубоко символическое действие, которым Он, подобно древним пророкам, даёт определённый знак. Каждый поступок — это своего рода «послание», в котором работает всё — и слова, и эмоции, и действия. Ситуация со смоковницей именно поэтому и «пронзает» сознание учеников — они уже настолько перенапряжены, эмоционально истощены, их ум уже не справляется с пониманием ситуации, что только наглядным образом можно вложить в их сердца принципиально важные истины, которые и могут помочь им устоять в будущем. Что же это за истины?

Первая, и самая главная — это истина действенности веры. Очень скоро всё рухнет: от их прежней веры не останется и следа, когда они увидят, как их Учитель и Друг висит в предсмертных муках на Кресте, преданный, униженный, брошенный всеми, словно какой-то преступник. Всё пойдёт совсем не по тому сценарию, который каждый из учеников лелеял в тайне. И в ситуации со смоковницей Иисус призывает их не бояться верить: только по вере, словно тонкой, невидимой нити, натянутой над пропастью, можно пройти сквозь безысходность и отчаяние. Но что значит — верить и не усомниться в своём сердце?

Когда мы слышим слова Иисуса о вере, нам нередко кажется, что речь идёт о неком «душевном напряжении», которого нам, ленивым и расслабленным, так сильно не хватает. А вот если мы ещё чуть-чуть сейчас поднапряжёмся, сконцентрируемся, будем чаще повторять: а я верю, а я верю, а я всё равно верю! — то и горы вокруг нас начнут двигаться, и водами мы с лёгкостью будем повелевать! Как, пробовали? Что, так и не получилось? Ещё бы: нет в этом ничего удивительного! Это только колдуны и разные новоявленные чародеи могут утверждать, что всё им «по плечу», стоит лишь захотеть — к настоящей религиозной жизни подобные «вибрации верой» никакого отношения не имеют. Это всё — магия, колдовство, попытка сыграть в эдакого «Бога в миниатюре».

Но о какой тогда вере говорит нам сегодня Иисус? О вере, в которой главное — Сам Бог. Что это значит?

Очень легко можно увидеть в вере своего рода инструмент достижения собственных целей. И Бог в такой картине — не более, чем средство, которое становится ненужным, когда цель достигнута. Но религиозная вера совершенно иная: это прежде всего сонастроенность с Богом, состояние внутренней распахнутости души по направлению к Богу и готовности принимать Его волю, даже тогда, когда всё внутри тебя решительно сопротивляется этому: «Отче мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» В этих словах Гефсиманской молитвы Христа незадолго до ареста — вершина веры как полного предания себя в руки Отца — при полном непонимании, почему всё должно произойти именно так, а не каким-то иным, более щадящим и не столь суровым, образом. Это решительный отказ быть пленником самости, своекорыстного интереса сохранения себя. И именно в таком состоянии сила веры как сонастроенности двух воль — Божественной и человеческой — приобретает непреодолимую мощь.

Помоги же и нам, Господи, научиться ощущать Тебя в каждом мгновении нашей жизни и не противостоять Тебе нашей эгоистической волей!

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.