Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 3-10

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 3-10 (прот. Павел Великанов)
0_23ea7_811545cf_L

Спас Лоза Истинная.

Лк., 84 зач., XVII, 3-10 (прот. Павел Великанов)

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Три темы сегодняшнего чтения кажутся никак друг с другом не связаны. Первая тема — о безграничной готовности прощать согрешившему против тебя; вторая тема — просьба об умножении веры и свидетельство Христа о силе даже самой маленькой веры, и, наконец, третья тема — притча о работнике и хозяине. Чтобы понять внутреннюю связь между этими кажущимися отдельными повествованиями, надо ответить на один вопрос: зачем нужна вера апостолам?

Странный вопрос — скажете вы. Ведь вера — это ключевая добродетель в религиозной жизни. «Без веры невозможно угодить Богу» — разве не так? Всё правильно, но есть один небольшой нюанс. Апостолы говорят об умножении в них веры после слов Иисуса о том, что прощение должно быть безусловным — и тут апостолы понимают: не, это уже перебор. Ну семь раз простить за день одного и того же человека — это уже что-то за гранью возможного. И как выход из такой ситуации они видят в существенном увеличении веры — при которой, как им кажется, вполне можно справиться с поставленной задачей прощения.

Ответ Христа кажется очень неординарным. Ведь по сути Он им говорит: было бы что умножать! Вы даже не понимаете, о чем говорите: вам кажется, что вера-то у вас есть, её надо только немного «увеличить» — а на деле-то именно с верой как таковой у вас очень большие проблемы! Но почему? Потому что для апостолов вера — это духовный инструмент, посредством которого можно добиваться высоких целей. Это — средство, а не цель. Однако в притче, которая последовала за этой краткой речью о вере, Иисус всё расставляет по своим местам.

В притче мы видим, что всё служение раба господину — и есть его жизнь. Он не «зарабатывает» какую-то похвалу или благодарность: он целиком «встроен» в жизнь дома хозяина, и это целостное служение без оглядки, что он за это получит, и есть единственно правильное устроение раба. Перенося этот образ на нашу жизнь, нетрудно понять: Бог ищет не рыночных отношений с человеком, а семейных, искренних, как у самых близких членов семьи. Ситуация, когда ребёнок не помоет посуду, если ему не пообещать конфетку — ненормальная. И здесь дело вовсе не в непослушании или детском эгоцентризме: просто у этого маленького человека ещё не появилось ощущение семьи как целостного организма, в котором от каждого — в том числе и от него самого — зависит общее состояние. Если ты не помыл посуду, когда вполне мог — значит, тем самым ты переложил эту задачу на плечи другого. Но если, напротив, ты сделал это дело — наивно ожидать какой-то награды — потому что ты сам и есть «благополучатель» результатов этого доброго деяния как член семьи.

Именно поэтому притча заканчивается странными на первый взгляд словами об отсутствии каких бы то ни было гарантий спасения. Христос призывает каждого трудиться для возделывания веры, исполняя заповеди — но при этом не ожидать появления какого-то исключительного отношения со стороны Бога. Почему? Да потому, что как только в семье родитель начинает выделять кого-то из детей — гармония семьи начинает трещать по швам. Если появляется «любимец» — значит, другие неизбежно становятся «недолюбленными». Бог, как безусловно любящий Отец, не изменяет Своё отношение к Его детям в зависимости от их поведения: Он каждого любит совершенно, даже несмотря на то, что эта любовь может не встречать не то что понимания — но даже желания её принимать.

В сегодняшнем Евангелии Христос призывает нас к невероятным отношениям с Богом: почувствовать себя полноправными членами Божественной семьи, ощутить своё родство друг с другом — и выкинуть из головы искушающие нас соблазны использовать — вместо того, чтобы беззаветно служить один другому!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!