Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23 (о. Дмитрий Барицкий)

Лк., VI, 17-23 (о. Дмитрий Барицкий)

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок, содержит в себе часть самой известной проповеди Иисуса Христа, которая называется «Нагорной». Ядром этой проповеди являются так называемые «заповеди блаженства». В них Господь излагает совершенно революционные вещи. Оказывается, блаженным, то есть исполненным божественной благодати, является не тот, кто живет в беспечности и достатке. А тот, кто страдает: плачет, голодает, претерпевает гонения ради Христа. То есть страдает, по сути, невинно. Что за странная логика? За что должен страдать праведник? И почему это путь к блаженству? Своеобразным ответом на этот вопрос может быть история о человеке по имени Иов, которую нам рассказывает Ветхий Завет.

Он жил давным-давно, еще до пришествия Христа, и выделялся среди своих соплеменников особой верой и праведностью. За это Бог благословил его большой семьей, у него было десять детей, и достатком. Сатана позавидовал Иову и обратился к Богу со словами: «Иов такой праведный потому что благоденствует. Отбери у него все, и посмотрим, останется ли он верен Тебе». И Господь попускает нечистому приступить к праведнику. В мгновение ока тот теряет все: гибнут дети, Иов лишается своего скота, и остается в одиночестве, пораженный страшной болезнью, оплакивать свою судьбу. Он в страшном смущении. И это понятно. Ведь согласитесь, во все времена считалось, что явный признак благословения Божия — успех в земных делах: заслуженное уважение окружающих, большая, дружная семья, возрастающий достаток. И напротив, неудача, скорбь, болезнь — рассматривается нами, как явный признак греховности. Именно об этом и говорят Иову его друзья. «Ты согрешил, прогневал Бога, поэтому и страдаешь». Однако совесть Иова чиста. И он обращается прямо к Небу: «за что мне это?» Бог не дает праведнику прямого ответа. Однако задает ему 64 вопроса. Вот лишь некоторые из них: «Где был ты, когда Я создавал землю?», «На чем держатся ее основания?», «Какова широта неба?», «Входил-ли ты в хранилища снега, и видел-ли хранилища града?», «Кто отец дождю и кто рождает капли росы?», «Кто дал женщинам мудрость ткать и искусство вышивать?», «Знаешь ли время, когда рождают дикие козы? видел-ли ты болезнь при рождении оленей?» И так далее. Все эти вопросы задаются для того, чтобы продемонстрировать Иову простую мысль: если ты не можешь постигнуть тайны земных вещей и явлений, и дать ответы на эти вопросы, как ты можешь может понять и критиковать вещи вечные, небесные, божественные? Как можешь измерить своей земной логикой божественный промысел о человеке? И ответом Иова по сути остается молчание: «Руку положу на уста мои», — говорит он. Праведник склоняется перед Величием и непознаваемостью Бога. Он понял нечто, что нельзя понять умом, но можно лишь пережить сердцем. Заканчивается история тем, что Бог возвращает Иову все, что у него было, в многократном размере.

Итак, страдания имеют глубокий смысл. Более глубокий, чем порой предлагает наша земная, житейская логика. Тем более, когда речь идет о страданиях праведника. Это и есть ключ к пониманию того, почему страдает невинный. В еще большей степени, чем Ветхий Завет, ответ на этот вопрос дает Новый. Ведь здесь страдает не просто человек, страдает Сам Бог.

А теперь взглянем на такие странные заповеди блаженства через призму историю праведного Иова и через призму Голгофы. На вопрос почему страдания ради Христа ведут к блаженству, Господь дает нам лишь один ответ: «Объясни мне сначала как Я унизился до того, чтобы стать человеком, разделить с вами все горести земной жизни, как был повешен на кресте и умер жуткой, мучительной смертью?»

Никакого иного ответа здесь быть не может. Если Бог страдал и умер, нам остается лишь молча склониться перед этой тайной. И чем глубже это молчание, тем сильнее в сердце будет укореняться надежда и божественная благодать. Ведь страдания нашего Бога, а потому и всякого человека, который находится ради Него в скорбях, имеют глубокий смысл. Пусть он нам и не до конца понятен. Очевидно одно, Голгофа — это не скорбный финал, это лишь начало чего большего. Это лишь путь к Светлому Христову Воскресенью, Пасхе Господней.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!