* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки. Глава 3, стихи 1-18 (о. Стефан Домусчи)

Jesus_Christ_Pantokrator_II_mw9Лк., III, 1-18 (о. Стефан Домусчи)

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь Иоанна Крестителя, с которой он обращается к Иудеям. Причем не стоит забывать — он не просто проповедник, но Предтеча, то есть тот, кто говорит, каковы условия принятия Христа, как именно надо его встретить.

Первое, с чего начинается эта проповедь — необходимость внутреннего исправления. Кажется, ведь он же должен говорить о Боге, ведь он же Его предтеча... Но Иоанн обращается к людям и говорит с ними о них самих... Он призывает их приложить все усилия к тому, чтобы исправить себя: все искажения и искривления, чтобы в душе человеческой не было глубоких ущелий, высоких гор, а все было ровно, надо сделать дороги души прямыми, сотворить достойный плод покаяния.

Что же это значит на практике? Покаяние невозможно без честного взгляда на себя, на все кривизны, горы и ущелья, которые есть в душе. Человек может быть добрым, может быть щедрым, и ему, и окружающим будет казаться, что он прекрасен. Но вдруг кто-то задевает его самолюбие, и он уже никого не хочет видеть, он обижен и оскорблен. Это значит, что где-то в его душе была гладкая дорога, но стоило коснуться другой части души, в перед нами вырастает гора гордости или разверзается бездна самомнения... Достойный плод покаяния и есть исправление все этого, когда мы честно смотрим на нашу душу и прикладываем усилия, чтобы исправить то, что неправильно.

Интересно, что указывает Предтеча не только на внутреннюю работу и духовное содержание жизни. К нему приходят разные люди и прямо спрашивают, что им делать. И он отвечает им, что покаяние в реальности выражается в самых простых вещах. Когда к нему приходят креститься богатые люди, он говорит: «У кого много одежды — отдайте бедным, у кого много еды — поделитесь с неимущими». Когда приходят мытари, которым, казалось бы, надо вообще бросить свою работу, потому что они собирали налоги в пользу захватчиков, Иоанн Креститель говорит, чтобы они не брали больше, чем им положено, чтобы они не придумывали новые налоги, не брали лишнего с людей, но честно исполняли свой долг. К нему приходят воины, конечно, это не римляне, а воины внутренних израильских войск, вероятно, храмовая стража, которая следила за порядком, но не участвовала в военных действиях. Иоанн говорит им: «Никого не обижайте и не клевещите». Мы знаем, что у людей, которые следят за внутренним порядком, есть возможность предложить за плату свои услуги в смысле охраны или защиты интересов... С этим можно было столкнуться и в те времена, поэтому Иоанн предостерегает их от клеветы и призывает не брать лишнего и честно следить за порядком. Люди часто ищут каких-то особенных подвигов, уверены в том, что духовные плоды связаны с аскезой... Естественно это важно, но для большинства людей достойные плоды покаяния заключаются в самых простых вещах.

Часто люди думают, что православная культура, которая в течение тысячи лет формировалась в нашей стране, помогает им быть христианами чуть ли не автоматически. Что достаточно быть как говорится «христианином по рождению». Однако в своей проповеди Иоанн Креститель говорит, что подобные рассуждения недопустимы: «Не думайте о себе, что отец у вас Авраам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму». Получается, что ссылки на древнюю культуру, на славное происхождение... все это может сыграть с человеком злую шутку... потому что единственное на что стоит обращать внимание — приносит ли дерево добрый плод. Дай Бог, чтобы мы изменяли нашу жизнь все решительнее, чтобы душа наша становилась прямой и открытой, готовой встретить Бога, явление которого мы празднуем сегодня.