Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27
Для иудеев времен Христа представление о «вечной жизни», которую так жаждет заполучить юноша, радикально отличаются от того, что в христианской традиции называется рай. «Вечная жизнь» для иудеев — царство Мессии. Это золотой век, который откроется уже в рамках земной истории. То есть юноша просит у Спасителя местечко в земном раю. И у него есть для этого все законные основания. Он состоятелен, у него завидное положение в обществе, вероятно, влиятельные друзья, здоровье и молодость в конце концов. С точки зрения иудеев — это явный признак того, что человек благословлен Богом и избран Им для того, чтобы войти в Его царство. А поэтому, безусловно, юноша испытывает потрясение, когда Христос в ответ на его просьбу предлагает ему отказаться от всего своего имущества и следовать за Ним. Это безумие. Он рискует лишится всего, вплоть до самой жизни. В этом случае у него пропадают всякие гарантии того, что пропуск в земной рай ему обеспечен.
Не стоит думать, что богач из этой истории представляет собой какой-то особый грубый и приземленный тип религиозного сознания. Ведь каждый из нас склонен видеть знак благословения Божия именно в том, что в жизни все хорошо. Пусть это и не баснословные богатство, не квартира в центре столицы, не обширные связи и поддержка влиятельных друзей. Но это как минимум хорошая семья, относительная стабильность, маломальское уважение окружающих, здоровье, конечно, словом все то, что является признаком благоденствия, которым может довольствоваться любой добропорядочный член общества. Скорби, теснота, крах семьи, болезни — все это в нашем сознании является явным признаком богооставленности. И в этом смысле принципиально мы ничем не отличаемся от богатого юноши.
Евангельская максима совершенно иная. Она совмещает в себе то, что с точки зрения житейской логики совершенно несовместимо. С предельной силой этот парадокс озвучили фарисеи, которые пришли посмотреть на страдания и смерть Господа на кресте: «Если Ты, Сын Божий, сойди с креста», другими словами: «если ты Избранный Богом Мессия, почему же ты так страдаешь?» В свете этой максимы призыв Христа, «оставь все и иди за Мной», это не просто призыв раздать свое имущество. Так Господь утверждает, что печать избранничества со стороны Бога не гарантирует того что все в жизни будет гладко. Если ОН Сам, как и Его ближайшие ученики, провели жизнь в тесноте и скорбях, как можно думать, что благоденствие на земле — знак благословения Божия?
У каждого из нас своя судьба, свой путь. У кого-то он гладкий и ровный, как скоростная магистраль. А кого-то всю жизнь трясет по ухабам, словно на разбитой проселочной дороге. И этого зачастую не изменишь. Единственное, что в нашей власти — это выбор, как именно пройти свой отрезок. Непрестанно сетуя на свою судьбу и проклиная небо в бесплодных попытках устроиться как можно комфортней в этой жизни, или же понести свой крест с терпением ради Христа. Трудно сказать с определенностью, что нас ожидает в первом случае. Но точно известно, что, если мы раздадим все и пойдем за Спасителем, нам однажды откроется глубокий смысл всего того, что с нами произошло. Ведь на свой жизненный путь мы взглянем с высоты Христовой Пасхи.