Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 1-13
Ин., VII, 1-13 (прот. Павел Великанов)
1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
2 Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.
3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
5 Ибо и братья Его не веровали в Него.
6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
9 Сие сказав им, остался в Галилее.
10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.
11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Суккот, или праздник шалашей – или по-церковнославянски, «поставления кущей» – один из трёх самых главных праздников в иудаизме и по сей день. В этот праздник, который длился целую неделю, иудеи семьями – а то и целыми городами – отправлялись в Иерусалим, как это и предписывалось Законом. Суккот – самый радостный и весёлый праздник в воспоминание пребывания евреев в пустыне после бегства из Египта. Именно в шалашах – как кочевники – и жили евреи в пустыне, а Бог, будучи верен Своим обещаниям, не оставлял их постоянной заботой. Этот праздник был очень привлекательным: повсюду строились шалаши, в которых и должны были жить евреи в течении семи дней праздника.
Братья Иисуса – а именно дети Иосифа от первого брака – недоумевают, почему Иисус не хочет идти вместе с ними в Иерусалим на этот замечательный праздник. Они смотрят на своего сводного брата как на обычного проповедника, который заинтересован в увеличении числа слушателей и охвате разных территорий – поэтому им кажется странным, что Иисус не хочет воспользоваться такой отличной возможностью проповедовать в Иерусалиме, когда туда соберётся огромное число народа. В словах евангелиста – «ибо и братья Его не веровали в Него» – слышна боль: даже внутри самых близких родственников Иисус не находил понимания. Объясняя причину Своего отказа пойти вместе с семьей, Спаситель говорит: не надо торопить события. Спаситель прекрасно понимает, что Он в глазах еврейских властей – опасный человек, быстро набирающий популярность в народе – и при этом Его учение не вполне традиционно, а зачастую – и прямо провокативно для многих. Если бы Спаситель пошёл вместе с семьей – Ему не удалось бы остаться незамеченным, и недружелюбно настроенные власти нашли бы повод, чтобы Его арестовать.
Поэтому Иисус отправляется в Иерусалим после ухода семьи. Тот факт, что Его не опознают еврейские власти, свидетельствует о том, что внешность Спасителя была вполне обычной: ничего исключительного, выделяющего Его из ряда простых евреев у Него не было. Это и позволяло Ему беспрепятственно находиться среди простого народа, не вызывая ненужного ажиотажа.
Почему же вполне миролюбивая проповедь Иисуса так быстро настроила против Него иудейские власти? Причину указывает Сам Спаситель: Его ненавидят за то, что Он свидетельствует о злых делах людей. Обличение, естественно, вызывает гнев и раздражение – кому приятно услышать о собственной неправоте? Но при этом, как мы видим из сегодняшнего чтения, Иисус вовсе не преследует цель выступать отчаянным «правдоискателем» и обличителем всех и вся. Неприязнь со стороны еврейских властей – вовсе не самоцель, а неизбежное и очень печальное следствие проповеди. Если бы можно было этого избежать – было бы хорошо: но когда на весах на одной чаше – свидетельство об истине, на другой – благорасположение властей, Спаситель однозначно выбирает первое.
Сегодня перед нами хороший пример того, как следует и каждому из нас поступать ежедневно. С одной стороны, мы не должны стесняться свидетельствовать о правде Божией – если она действительно такова, а не только нам кажется. И не важно, как эта правда будет воспринята окружающими. Но, с другой стороны – если мы специально «нарываемся» на конфликт, когда его можно избежать – значит, мы не правды Божией ищем, а удовлетворения собственных амбиций. Христос так не поступал! Давайте постараемся про это всегда помнить!