* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44 (о. Дмитрий Барицкий)
IkonaZapovediBlazhenGIM

Заповеди Блаженств, православная икона.

Лк., 102 зач., XX, 27-44 (о. Дмитрий Барицкий)

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для того, чтобы понять суть отрывка, который мы только что услышали, необходимо прояснить некоторые, связанные с ним, исторические детали.

В законе Моисеевом было такое предписание: если женатый мужчина умирал бездетным, то его брат должен был взять в жены его супругу, чтобы она родила от него ребенка. При этом ребенок носил бы фамилию не своего реального отца, но умершего брата. Так еврейская традиции старалась воспрепятствовать вырождению некоторых родов, которые в глазах закона были полноправными участниками народа Божия и, как и все остальные, имели право на то, чтобы их потомки жили в Земле Обетованной. В еврейском языке этот закон получил название «закон левиратного брака». В славяно-русской традиции его назвали «закон ужичества», от древнерусского слова «ужик», родня. То есть «закон родства».

Саддукеи — это одна из влиятельных партий в среде иудейской религиозной элиты. В отличие от других духовных вождей евреев саддукеи были, как бы мы сейчас сказали, гиперинтеллектуалами. Все они получили по тем временам блестящее греко-римское образование. А потому вера всех остальных казалась им очень народной, грубой, непросвещенной. В отличие от многих своих единоплеменников они не верили в существование ангелов, человеческой души и воскресения людей. Ведь это противоречило тем рациональным философским системам, которых они придерживались. Поэтому и Христу, они задают вопрос, который содержит в себе подвох. Они пытаются выяснить, к какому умонастроению Он принадлежит. Можно ли считать Его союзником или же Он разделяет все те, на их взгляд, грубые представления, что и большинство простых людей? Что говорить, в рамках земной логики, саддукеи выглядят очень убедительно. Действительно, чьей женой будет женщина, если у нее было семь мужей? Сама постановка вопроса абсурдна!

Однако ответ Господа, как всегда разрывает шаблоны и превышает ожидания Его оппонентов. Христос указывает им на такие отрывки библейского текста, которые почему-то всегда оставались в тени для их ума. Он делает акцент на тех сторонах Священного Писания, на которые они никогда не обращали внимания. Не обращали по той простой причине, что у них не было для этого определенного духовного опыта. А потому и многие важные вещи оказывались для них темные, непонятные, незначительные.

Более того, загадка, которую Сам Христос в ответ задает саддукеем, окончательно показывает им несостоятельность их логики. Господь как бы говорит им: «вы что, пытаетесь поставить Меня в тупик, задавая каверзные вопросы из текста, который Я Сам же и открыл Своим пророкам? Одумайтесь! Ведь вы не можете разгадать и малую толику тех трудностей и видимых противоречий, которые встречаются в Библии. Для того, чтобы их разгадать, необходимо смотреть на эти трудности не просто глазами человека».

Итак, сегодняшнее чтение открывает нам фундаментальную истину. Оказывается, я могу увидеть в тексте Библии только то, что мне подсказывает мой ум и мое сердце. Ну, а представьте, если мой ум и сердце несовершенны!? Если я смотрю на Священный текст не так, как его видел Сам автор, то есть Господь? Что я там увижу в итоге? Я увижу не его подлинный смысл, а просто отражение своего сознания. Свои заблуждения и предрассудки. Вот о чем хочет сказать Своим оппонентам Христос. Толковать Священное Писание, не имея цельной картины духовной реальности — все равно, что собирать пазл из тысячи частей в темной комнате.

Будем помнить о этом. Подлинный смысл библейского текста открывается только тем, кто живет в живом потоке Предания Православной Церкви. Только тому, кто не одними устами и умом, но и самим своим сердцем, самой жизнью перед каждым чтением Священного Писания обращается к Богу со словами: «Господи, дай мне ум разумети Писание и дай мне благодать жить по заповедям Твоим»!