Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27 (о. Дмитрий Барицкий)
Мытарь_и_фарисей.Равенна.480

Равеннская мозаика V века. Мытарь и фарисей.

Лк., 91 зач., XVIII, 18-27 (о. Дмитрий Барицкий)

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Человек, который подошел ко Христу с вопросом, обращается к Нему довольно странным образом — «Учитель благий». Что же здесь странного? Дело в том, что в среде иудеев той эпохи благим называли Самого Бога или же закон Моисеев. Это нечто подобное современному эпитету «святой» или «преподобный». Очевидно, что начальник не воспринимал Христа как Бога. Максимум он видел в Нем выдающегося проповедника, пророка, наконец, Мессию. А потому его обращение к Спасителю словом, которое могло быть адресовано Самому Творцу, выглядит как грубая лесть. Какие же мотивы могли им двигать?

Очевидно, что вопрошающий хочет произвести впечатление на Спасителя. Расположить Его к себе. Не случайно он выводит Господа на разговор о заповедях. Все это делается для того, чтобы озвучить всего одну мысль: все заповеди я сохранил с детства, ни одну не нарушил. Зачем это нужно начальнику?

Господь подходит к Иерусалиму. В сознании многих Он великий царь, который возвращается в стольный град, чтобы утвердить царство праведности и справедливости. Кто не хотел бы занять место поближе к Его престолу? В сознании многих иудеев претендовать на это могут только люди с безупречной репутацией. Начальник считает себя именно таким. И формально он, действительно, таков. А потому его месседж прост: Учитель, я рекордсмен в благочестии и праведности. Кто как ни я достоин занять место подле Тебя в Твоем царстве?

Господь прекрасно знает о душевном расположении богача. А потому Его ответ бьет в самое больное место. Раздай свое богатство и иди за Мной, говорит Он ему.

Ответ Спасителя — гром среди ясного неба. "Ведь если я оставлю свое богатство, — думает богач, — я лишусь не просто денег. Я потеряю статус, уважение, почет. Более того. Я потеряю возможность быть столь же великодушным, добродетельным, нравственно безупречным, каким был до этого. Ведь легко благотворить, когда у тебя в кармане миллионы. Когда ты возвышаешься над окружающимися на пьедестале. А теперь, быть как все? Войти в царство Мессии рядом с ремесленниками, рыбаками, блудницами и мытарями. Просто один из многих, в толпе? Увольте! Я должен быть уникален и в глазах людей, и в глазах Бога, и что самое главное, в своих собственных глазах. Вот от какого богатства не может отказаться этот человек.

Подобно ему каждый из нас в какой-то степени богат самим собою. Это то, что в наших собственных глазах, предает нам особый вес, значимость, то, что дает нам повод и даже объективные основания хотя бы немножко, но превосходить окружающих. И это не обязательно выдающийся творческий талант. Речь может идти о самом пустяковом и незначительном деле. Об умении варить борщ, штопать носки, водить машину. И все это лишь чуточку лучше, чем другие. Тщеславию и гордости все равно, где пустить корни и на какой почве развиваться. Они не погнушаются. Но даже такого малого повода может оказаться достаточно, чтобы вход в Царство Небесное оказался непомерно узким и даже непреодолимым. Ведь проскользнуть через него сможет лишь тот, кто в своих собственных глазах мал и незначителен. Такими глазами смотрит на себя ребенок. Однако именно такой человек окажется великим для Бога и сможет войти в Его небесный Иерусалим.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!