* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем чтении мы слышали крайне эмоционально напряжённый диалог между иудейскими старейшинами и Иисусом. Для них Он – самозванец, претендующий на роль Мессии – и действительно обладающий какими-то сверхъестественными способностями непонятного происхождения – но при этом совершенно «несистемный», невстраиваемый в привычные рамки представлений о Мессии. Сквозь слова иудеев сквозит уже не только ирония, но и нескрываемое презрение: они любой ответ Иисуса тотчас высмеивают и обращают против Него: насчёт Него им всё уже понятно, они знают, что с Ним надо сделать – убить, чтобы не мешал и не смущал умы простолюдинов. Только одна загвоздка: всё никак не получается Его подловить на слове, чтобы получить достаточные основания для ареста и казни. От ответа на прямой вопрос – «кто Ты?» – Иисус снова уклоняется, ничего не навязывая и предоставляя право самостоятельного и свободного решения каждому, кто же для него – Иисус. В русском и славянском переводах 25-й стих переведён некорректно: Иисус говорит не о том, что Он – некий «Начаток». Смысл совсем другой: после всех дерзких слов и лживых обвинений, адресованных Ему, Иисус не видит смысла отвечать им на поставленный вопрос. Об этом говорят святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие истолкователи. Более корректный перевод этого диалога такой: евреи буквально говорят – «Ты – да кто ты такой?» На что Иисус отвечает: «О чем Мне вообще говорить с вами?» – именно такой перевод епископа Кассиана (Безобразова) отражает тонкости греческого текста, и избавляет от необходимости пытаться разобраться, что же это за «начаток», о котором говорится в Синодальном переводе.

Сегодняшнее чтение лишь немного приоткрывает нам, насколько сильным был конфликт между тем, что говорил Христос и тем, что от Него хотели услышать окружающие. Но что бы ни происходило, каким бы насмешкам и издевательствам Его ни подвергали – Иисус остаётся верным Себе и Своему призванию, полученному от Небесного Отца. Он прекрасно понимает, что Его всё равно убьют, что с внешней точки зрения вся Его миссия потерпит полный крах – когда Он будет предан позорной смерти на Кресте – но при всём этом Он не пытается найти какую-то рациональную лазейку, чтобы объяснить происходящее. Он вверил Себя Отцу – и идёт как послушный агнец на заклание. Он скорбит об ожесточении сердец, Ему больно слышать их злобные слова – но эта боль не становится определяющей Его отношение к заклятым врагам. Слова на Кресте – «Отче, прости им, не ведают, что творят!» – это крик предельной безусловной любви, растоптанной, оплёванной, пренебрежённой. И эта любовь в итоге окажется сильнее римских легионов и изощрённого еврейского лукавства. Воскресение Христа – это и есть самый главный ответ Бога Отца на озвученный вопрос – кто такой этот Иисус?

Вот чему мы призваны научиться из сегодняшнего чтения: внутренней свободе от любых внешних мнений. Не поддаваться на провокации, не пытаться согласовать несогласуемое, не предавать самих себя – эти качества должны быть свойственны всякому христианину!