Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ожидание скорого апокалипсиса, конца мира и Второго Христова пришествия было центральным нервом жизни первого поколения христиан. Жить в ожидании скорого конца им было одновременно и легко, и сложно. Понятно, что нет радости у приговорённого, у того, кто ожидает собственной кончины со дня на день. С другой стороны, скорый конец освобождает от всего наносного. Можно не думать на 30 лет вперёд и не пытаться устроить свою жизнь наилучшим образом. Вообще, если известна дата кончины и если эта дата близка, то можно себе очень многое позволить. Апостолы так и жили, они не планировали состариться и потому были абсолютно свободны. У них не было печали по поводу скорой ожидаемой кончины, ведь они были свидетелями жизни и дел Христа Спасителя, они видели Его воскресшим, потому понятен возглас нетерпения апостола Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20) Но апостолы ушли, вслед за ними отправились и их ученики. Христос второй раз не пришёл. Вполне обычная жизнь как шла, так и идёт. Возникла серьёзная проблема: во-первых, как понимать все те тексты и изречения, которые явно указывают на скорую кончину мира? Во-вторых, как жить христианам в новых, по сравнению с апостольскими, реалиях? Апостолы ничего про эти реалии не говорили, они сами находились в ситуации скоро конца, они не отвечают на вопрос: как быть, если ожидание затянется на тысячи, а может и миллионы лет? Невозможно же всю жизнь прожить так, как живёт приговорённый к казни. Жизнь берет своё. Хочешь ты этого или не хочешь, но заботы об обеспечении нормальной жизни здесь и сейчас похожи на некоторое болото, которое затягивает все глубже и глубже, которое лишает способности размышлять о великих и страшных вещах. Всем известно, что самые простые повседневные бытовые вещи — лучшее лекарство от скорби. Знаю одного человека, который переживал потерю жены с помощью одного простого и монотонного действия: он ходил. Вставал рано утром, брал с собой бутылку воды и шёл в случайном направлении пока не наступала ночь. Кажется, он так провёл недели две или три, итогом стало то, что он через это простое действие он сумел уменьшить собственную боль. Здесь нет ничего нового, самый верный способ уйти от высоких размышлений лежит через рутинные действия. Христианам надо было как-то устраивать свою жизнь. Нужно ее устраивать и сейчас. Но как сделать так, чтобы эта забота совершенно не затмила собой слова Христа? Здесь нам на помощь приходит здравый смысл и регулярные напоминания из Евангелия. В том числе и сегодняшнее: о дне и часе Второго Христова Пришествия мы ничего не знаем, но мы точно знаем о том, что умирать придётся всем. В нынешнем евангельском чтении Христос говорит о подготовке к этому моменту. Говорит о возможной и весьма вероятной внезапности этого момента. Хотя, по мнению ряда святых, эта внезапность условна, к примеру, преподобный Варсонофий Великий полагал, что Бог не возьмёт души подвижника, который борется со страстями до той поры, пока не приведёт его «в меру высокую, в мужа совершенна». Если следовать мысли преподобного Варсонофия, то наша задача лишь в том, чтобы рутина не сумела совершенно затмить собой труды по очищению души.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!