Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 37-43

37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:

39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Любому священнику регулярно приходится слушать различные истории потери веры после каких-то испытаний. Человек попал в тяжёлую ситуацию, искренне молился, но Бог не ответил. Естественный вопрос: почему Бог молчал? Почему Он никак не откликнулся на молитвы? Дальше следует вывод: если Бог не откликается, то Он и не нужен. А может и вовсе Его не существует, и правы атеисты с их логикой и позитивистскими доказательствами. Интересно поразмышлять: что бы ответил Христос, если бы евангельский отец одержимого ребёнка подошёл к Нему с таким настроением? Впрочем, мы знаем из Евангелия ответ на этот вопрос: ответа бы не было, как не было ответа со стороны Христа тем римским воинам, которые требовали назвать имена тех из них, кто наносил удары связанному и поруганному Спасителю: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?»

Кажется совершенно очевидным, что вера не может быть чем-то обусловлена. Если она имеет под собой те основания, которые невозможно поколебать, то она переходит черту, она становится знанием. В Священном Писании есть достаточное количество примеров того, что даже самые сильные и непререкаемые личности испытывали сомнения. Они непрерывно находились в состоянии внутреннего спора между сомнением и верой, между возражением и уверенностью. За такими непревзойдёнными актами веры, как, например, жертвоприношение Исаака, стоят десятилетия колебаний. Авраам сомневался, но сомневался он не в существовании Бога, а в Его словах, он неоднократно задавал вопрос, суть которого можно свести к следующему: «Господи, Ты мне многое обещал, но я не вижу исполнения обещанного. Дай мне свидетельство, что Ты не обманешь». Бог отвечал Аврааму и давал требуемое. Подобное происходило и с Моисеем. Только в какой-то момент Моисей перешёл черту в своих сомнениях и в своих словах, итогом стало то, что он не сумел вступить на территорию Земли Обетованной, точно также, как не вошли туда и фактически все те, кто вместе с Моисеем вышел из Египта, точно также, как не стали обладателями этой земли их предки, в том числе и Авраам. Существуют разные объяснения такого решения Бога. Одно из них даёт святитель Иоанн Златоуст, он говорит, что в Землю Обетованную не может ввести исполнение закона, но только благодать. Здесь святитель Иоанн под Землёй Обетованной подразумевает нечто большее, чем собственно Палестина, в которую были устремлены вышедшие из Египта потомки Авраама и Иакова. Он имеет в виду то место и то состояние, в которое и к которому призывает Своих слушателей Христос Спаситель — Царство Небесное. Благодать же там, где нет и не может быть доказательств. Где есть вера без всяких очевидных свидетельств. То есть вера в собственном смысле этого слова. Мы видим в сегодняшнем евангельском отрывке, что в полной мере такой веры не было даже у тех, кто в прямом и буквальном смысле ходил перед Ликом Христа. Несмотря ни на что, эти люди колебались. И потому они не всегда могли действовать по вере, не всегда их труды приносили свои плоды.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!