Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

Одно простое и всем известное слово «молитва» скрывает в себе бесконечное множество состояний и практик. Какие-то из них мы принимаем и считаем их полезными и спасительными. Какие-то мы отвергаем на основании слов и опыта святых, которые ясно дали понять, что ни к чему хорошему некоторые молитвенные практики не могут привести. Конечно, опыт святых имеет своё основание не только в предшествующей традиции, но и в тексте Священного Писания. В том числе и в сегодняшнем чтении. Оно показало нам два основных образа молитвы: молитва голосом и телом, то есть та молитва Иаира, он пал к ногам Христа и просил исцелить его тяжелобольную дочь, и безмолвная, умная молитва кровоточивой женщины. Мы видим, что Бог слышит обе эти молитвы. И обе эти молитвы Он не оставляет без внимания, Он отвечает на них. Из этого можно сделать очевидный вывод: дело не столько в образе молитвы, сколько в ее внутреннем содержании. Один русский святой сказал, что «молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны». Вера, упование и преданность не связаны напрямую не связаны с положением тела, это даёт основание полагать, что нормативная восточно-христианская практика молитвы в стоячем положении с сопровождением ее поклонами и крестными знамениями — не имеет под собой основания. В теории это так. В теории молитва с верой и упованием возможна в любом положении и в любое время. Но опыт показывает иное. Зачастую молитва не только не кажется желанной, она вызывает отвращение. Даже у тех, кто имеет священный сан или же у того, кто отрёкся от мира и стал монахом. Что с этим делать? Рецепт просто: надо сделать один поклон перед иконами с самой простой устной молитвой «Господи, помилуй!». Простое действие, простые слова, в совокупности же они совершенно меняют настроение и ощутимо приближают к тому внутреннему состоянию, которое описывается как вера, упование и преданность. Святые рекомендуют делать именно так. Давайте при случае попробуем и тем самым приобщимся их опыту!