Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 29-33. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 29-33

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим горькие слова Христа о том, как люди расставляют приоритеты, о том, что для них оказывается по-настоящему важным. Обращаясь к тем, кто приходит к Нему, Христос говорит им, что они лукавы, потому что ждут от Него чудес, ждут знамений, но не готовы изменить свою жизнь.

Кто же перед Ним? Может быть это язычники? Может быть, люди, которые не читали Писания и не знаю, чего ждать от пророка, каковым они Его считают? Нет! Перед Ним обычные иудеи, верующие люди, которых в религиозной жизни все устраивает. Такие простые, не книжные, кажется и требовать с них нечего. Хорошо уже то, что вообще пришли. Но Христос почему-то так не думает. Он говорит, что они пришли за знамением, за чудом, но именно этого они и не получат. Они видят в нем лишь чудотворца... Но Христос знает, как опасно в духовной жизни ориентироваться на чудеса, постоянно стремиться к чуду...Такое стремление, в итоге, уводит человека от Христа, зацикливает его на псевдорелигиозных чувствах... Псевдо — потому, что они не приводят человека к Богу, но лишь создают подобное впечатление.

Итак, люди приходят ко Христу. Физически они рядом с Ним, но в реальности им нужен не Он, а только проявление Его Божественной силы... Но, совершенно, очевидно, в этом стремлении нельзя идти у них на поводу, усугублять их ошибочное стремление... Зная это, Христос говорит, что несмотря на их стремление к чудесам они не будут им даны. Единственное знамение, которое им будет дано — это знамение пророка Ионы.

И если Евангелист Матфей в параллельном месте говоря об этом акцентирует внимание на словах Христа о пребывании Ионы во чреве кита, то для Евангелиста Луки знамя Ионы — это знамя проповеди. Неневитяне ничего не знали о прошлом Ионы, о его чудесном спасении... Для них он был тем, кто пришел проповедовать к ним покаяние. «И как Иона был знамением для них, так и Христос отказывается совершать чудеса ради чудес, Он пришел проповедовать, а не удивлять чудесами. Именно поэтому Он приводит в пример царицу Савскую, которая искала мудрости и нашла ее у Соломона. И вот среди этих людей Тот, кто «больше Соломона», но Он Сам оказывается им мало интересен. А вот Его чудеса интересны.

Люди ищут чуда, но им будет дана только проповедь, т.к. Бог пришел и стал человеком не для того, чтобы удивлять, потрясать воображение и обслуживать бытовые нужды.... Он, конечно, же совершал чудеса, но они всегда были направлены на конкретную личность и всегда призывали к чему-то большему, чем просто решение бытовой проблемы... В итоге главное чудо, которое Христос являет — это чудо Его собственного воскресения... Но и Оно уводит человека от повседневности, ведь его не применишь в быту, оно не решит сиюминутных задач. Его важность можно воспринять только если оторваться от повседневности, попытаться услышать самого Бога, а не только свои просьбы, обращенные к Нему.

В сегодняшнем Евангельском чтении Христос говорит о людях своего времени. Однако, услышав Его слова мы должны обратиться с вопросами к себе самим. Зачем мы стали учениками Христа? Да и зачем вы вообще мы приходим в Церковь? За религиозной культурой? За духовной атмосферой? За тем, чтобы освятить те или иные предметы? Набрать святой воды?

Мы настолько привыкли к такому подходу, что даже не чувствуем того диссонанса, который возникает, как в богослужебной, так и в духовной сфере. Например, человека совершенно не смущает, что после причастия Телу и Крови Христа он стремится к тому, чтобы его окропили святой водой. Благодати мало не бывает, говорит он и не замечает, как ставит Кровь Христову в один ряд другими освященными предметами, которые он использует... Люди могут сознательно избегать богослужений, т.к. хор и священник, отвлекают их от личного диалога с Богом, разрушают их мистический настрой.... При этом не берется в расчет самое главное: Бог Сам созывает нас на общее богослужении, и Сам присутствует там «где-двое или трое собираются во Имя Его».

Христос, конечно, готов совершить чудо, готов исцелить нас и преобразить нашу жизнь. Однако по-настоящему плодотворными все эти изменения станут тогда, когда сам человек готов будет измениться следуя за Христом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!