Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 18-22
Ситуация, о которой нам сегодня рассказывает евангелист Лука, с первого взгляда кажется очень странной. Иисус молится в уединённом месте, рядом — только близкие ученики. И тут Он задаёт им вопрос, который и без этого постоянно витает в воздухе: кто их Учитель на самом деле? Молчать невозможно, надо отвечать. Ученики неуверенно начинают говорить о том, что Иисуса кто-то почитает за Иоанна Крестителя, кто-то — за явившегося Илию, другие — за восставшего из мёртвых одного из древних пророков. И тут происходит самое неожиданное: вопрос оказывается обращённым на самих учеников — «А Я для вас — кто?»
Бывают такие ситуации, когда на уровне ума ответ никак не получается. С какой стороны ни посмотри — как ни поверни — всё не то. И сами ученики прекрасно понимали, что их Учитель — гораздо больше, чем и Креститель, и Илия, и любой другой пророк. Но в то же самое время признать Его Мессией — это тоже было уже слишком радикально — ведь настолько Он отличался от привычных представлений о том, каким должен быть Мошиах. То, как мастерски Иисус поворачивает вопрос на самих учеников, показывает — перед нами — величайший знаток человеческой души. Ведь по сути Он ввергает Своих друзей в острейший кризис: с одной стороны, они Его любят, восхищаются Им, дорожат близостью к Нему. С другой — сказать Ему в лицо, что Он для них — Мессия — тоже язык не поворачивается. И тогда обращённый к самим ученикам вопрос прочитывается иначе: а вы сами-то хотите, чтобы Мессия был таким, как Я?
Этим вопросом Спаситель вырывает учеников из плена помыслов: Его вопрос бьёт уже не в область «рацио», а в самую сердцевину человека. И вот только тогда самый искренний и непосредственный, горячий Пётр из той самой глубины сердца, прорываясь сквозь тенеты рациональных сомнений, выкрикивает: «Да! Хотим! Ты — Мессия!»
С чем можно было бы сравнить это исповедание Петра? У меня есть только один образ — это когда молодой человек делает девушке предложение выйти за него замуж. Как правило, это происходит, когда его «накрывает» очевидность: без неё он жить не может! Теперь отношения между ними перейдут в принципиально иное качество. С этого момента они — уже не просто «друзья» или «влюблённые», но — жених и невеста.
Исповедание Петра — не менее важная точка в отношениях Иисуса и апостолов. С этого момента Петр признал Иисуса Мессией, а остальные с этим молча согласились. Логично было бы предположить, что теперь их миссия должна радикальным образом измениться: если раньше они проповедовали повсюду о приближении Царства Небесного — то есть близком приходе Мессии и наступлении мессианской эпохи — значит, теперь они должны побежать по всей Палестине с вестью о том, что Мошиах уже пришёл!
Однако мы слышим нечто прямо противоположное: Иисус жёстко, категорически запрещаем им говорить об этому кому бы то ни было. Ничего не меняется: всё должно также дальше идти своим чередом. И Спаситель рисует перед учениками совершенно иные картины, нежели ожидают апостолы: страдание, предательство со стороны первосвященников и книжников, преступное убийство, трехдневное воскресение. Это настолько иной сценарий — что ученики даже не знают, как на эти слова реагировать. Но Иисус и не требует от них какого бы то ни было ответа: пока эти слова надо просто услышать и принять.
Чему нас учить сегодняшнее Евангелие? Пониманию, насколько скудны и ущербны любые наши рациональные планы и представления. Мы постоянно пытаемся уловить жизнь в сети нашего разума — а она никак ими не связывается, то просачивается, то разрывает наши крепкие сети, даже не заметив. Мудр тот человека, который смог научиться использовать разум там, где он абсолютно необходим — и не доверять ему там, где действует Бог, где жительствует Её Величество Жизнь!