Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 30-47

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41 Не принимаю славы от человеков,

42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 1-2

01 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

02 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 30-47, Глава 6, стихи 1-2 (прот. Павел Великанов)
h16

Иисус с учениками

Ин., V, 30 - VI, 2 (о. Павел Великанов)

Глава 5.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6.

1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Речь, которую мы только что слышали, можно вполне назвать апологией, или защитой Иисуса: Он стремится донести до сознания возмущённых иудеев, что Он – не самозванец, а Тот, Кого Сам Бог направил к ним. И здесь мы слышим несколько важных утверждений.

Первое – то, что об Иисусе как Небесном Посланнике свидетельствует Его Небесный Отец через те чудесные дела, которые совершаются руками Иисуса. Если бы Спаситель пытался тем или иным образом навязывать Себя окружающими – вполне справедливо было бы упрекнуть Его в том, что Он ищет своей славы, что Он – обманщик, лишь только использующий образ Мессии – но им не является. Предупреждая этот вопрос, Иисус сразу говорит: Я ничего вам прямо говорить не буду: смотрите, что Я делаю, как Я живу – и на основании этого делайте свой собственный вывод – Мессия ли я, или нет.

Второе – это свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе как Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира. Эти пророческие слова Иоанна были хорошо известны окружающим. Спаситель спрашивает иудеев: почему, если вы доверяли Иоанну – и он для вас был пусть и небольшим, но светильником – вы не хотите верить тому, что он говорил обо Мне? Не потому ли – плавно подводит их Иисус к очень болезненной теме – что вы просто не хотите принимать Меня, потому что боитесь выйти из привычной колеи своего шаблонного мышления? Вы живёте совсем не по-Божьему, а по своим прихотям, а вера и религиозность – не более чем мишура, маскировка вашего прогнившего нутра?

И третий момент – это отсылка на Писание. Для ветхозаветного иудаизма было естественным всё происходящее сверять с текстом Торы. Это приводило неизбежно к множеству противоречий в толкованиях – именно разные подходы к прочтению Писанию и были камнем преткновения между разными партиями в иудаизме, между фарисеями, саддукеями, ессеями. Но Спаситель не собирается поддерживать ту или иную партию: он призывает посмотреть на Писание в целом и увидеть, что его главный смысл – вовсе не в тех или иных обрядах, церемониях или даже мудрых мыслях. Красной нитью сквозь весь Танах идет мысль о Мессии, предвкушение Его прихода, острая нужда в Нём как Спасителе. Это – а не что-то другое – и есть центр Писания.

И последние слова Иисуса – звучат как вызов. Моисей для иудеев – знаковая фигура. Сказать, что он будет не их защитником, а, напротив, обвинителем – очень смелый поступок. Это то же самое, что сказать профессору филологии, что ему сначала надо алфавит выучить, прежде чем учёные статьи писать. Это утверждение глубоко ошибочного прочтения Писания в самых основах, свидетельство о искажении в истоке. Слышать такое людям, абсолютно уверенным в своем исключительно точном понимании Бога – просто невыносимо.

Да, сегодняшняя речь для слуха иудеев – очень болезненная. И у каждого из них – выбор: либо принять эту боль и сделать её результативной, выводящей из привычного состояния в новые горизонты – либо пугливо спрятаться. Хорошо бы и нам, когда неожиданно что-то в жизни начинает резко изменяться, не пытаться удерживать уже минувшее былое – но учиться доверяться нашему Небесному Отцу целиком, без остатка!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!