Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
Ситуация в синагоге после чтения Иисусом мессианского пророчества Исайи накаляется до предела. Ещё бы: все жители Назарета прекрасно знают семью Иосифа плотника, помнят Иисуса ещё с младенчества, и им очень трудно поверить в то, что перед ними – не давний знакомый, а Сам долгожданный
Мошиах! Понимая, что происходит в душах слушателей, Иисус предваряет их вопросы речью, которую мы и слышали в изложении евангелиста Луки. Центральная мысль проста: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Для подтверждения Спаситель напоминает о двух крайне неприятных для слуха иудеев исторических фактах, засвидетельствованных в Писании – когда вместо того, чтобы помогать иудеям, Бог направляет пророков к иноверцам, язычникам – и адресно совершает для них невероятные чудеса.
Услышав такие слова, людей охватывает ярость: они уже готовы буквально растерзать Иисуса, сбросить Его со скалы – настолько невыносимо слышать такое!
Заметим, как действует Иисус. Вместо того, чтобы как-то нейтрализовать разгорающийся конфликт – Он ещё больше его усиливает, и доводит до крайней точки кипения. Что может быть хуже желания убить, уничтожить другого? Но зачем Он так поступает? Есть ли в этом какой-то глубокий смысл – или это всего лишь необдуманный эмоциональный поступок?
Наиболее сложные ситуации в жизни – это ситуации неопределённости, когда не хватает «вводных» для принятия какого бы то ни было решения – хоть положительного, хоть отрицательного. Неопределённость изматывает, истощает силы – которых требуется достаточно много для ответственного решения. И в таком положении можно застрять надолго. Нечто похожее бывает и с телесными заболеваниями – когда человек «зависает» – и хуже ему не становится, и на поправку тоже не идёт. В такой ситуации любой врач понимает: необходима «провокация», которая поможет сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Причём значения не имеет, куда она изменится – в острый кризис или же в сторону выздоровления. В любом случае это гораздо лучше, нежели чем медленное изнемождение организма.
Так вот сегодня Христос делает нечто очень похожее: Он сознательно обостряет зреющий внутри иудеев кризис и доводит его до предела. Он специально помещает каждого из находившихся в синагоге перед вопросом: вы на самом деле готовы убить Иисуса за Его слова? Или же вы готовы хотя бы попробовать прислушаться к тому, что Он говорит?
Сегодняшнее Евангелие учит нас очень важному жизненному навыку: в ситуации, полной неопределённости, не нужно бояться возникающих кризисов, а, напротив, даже искать поводы их создавать самостоятельно, провоцировать обострение ситуации. Дай же нам, Господи, мудрости и рассудительности, чтобы вовремя понять: бездействие иногда может принести больше вреда, нежели чем любое решение!