Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В сознании всякого еврея мессианская эпоха ассоциировались с наступлением мира, благоденствия, процветания и справедливости. Мессия будет великий царь, который освободит Израиль от внешних врагов, вернет ему былое величие и славу. Такое представление основывалось во многом на книге пророка Исаии, отрывок из которой Христос читает в Назаретской синагоге перед Своими родными, близкими и знакомыми.

Какой сильный контраст чувствуется в этой сцене. Представьте себе реакцию людей, которым только что прочитали про великого царя из древних пророчеств и вдруг заявили, что этот царь стоит перед ними. Оказывается, это тот, кого они знают с детства, кто является элементом их будничной, повседневной жизни. Люди не знают, что и думать. Ведь с одной стороны Христос говорит очень убедительно, от Его слов исходит особая сила, которую все чувствуют. С другой стороны, в помещении синагоги начинают перешептываться: «ведь это же Иисус. Что Он такое говорит? Какой же Он царь? Какую свободу он нам может дать, если сам Он ни воин, ни политик, ни религиозный лидер, ни даже просто состоятельный человек? Он просто плотник и Сын плотника». А если мы прочитаем евангельское повествование дальше, то увидим, что иудеи даже хотят убить Христа, обвиняя Его в богохульстве. Что же произошло? Почему Его не приняли?

Ответ прост. Они к Нему по-человечески привыкли. Привыкли так, как мы привыкаем к своим близким. Ведь как порой происходит между супругами? Проходит какое-то время и от того священного трепета, который они некогда испытывали друг к другу, не осталась и следа. Люди просто перестают ощущать уникальность того, кто находится рядом с ними, и чья исключительность еще только недавно переживалась так глубоко и так живо. Такое естественное свойство человеческой натуры и помешало многим евреем распознать в Иисусе Мессию. Они не смогли приглядеться к Нему как к человеку, куда уж им было узнать в нем Сына Божия.

Именно поэтому Священное Писание говорит о том, что любовь к Богу начинается с любви к человеку. Для того, чтобы сохранить свежесть чувств ко Христу, необходимо сохранить эту же свежесть по отношению к тем, кто тебя окружает. Как это сделать? Христианская традиция говорит о возгревании своего сердца. Что это такое и как это происходит поясняет свт. Иоанн Златоуст. Тем, кто спрашивал его, как можно любить человека, если в твое сердце пустота, он отвечал: «Даже если ты не имеешь любви, делай дела любви, как будто она у тебя есть, и Бог, видя твое усердие, даст тебе любовь».

Дай же и нам, Господи, каждому в свою меру преуспеть на этом поприще. Ведь если здесь и сейчас мы научимся всматриваться хотя бы в своих ближних, то внезапно для себя найдем уже в этой жизни Бога, Которого до этого просто не умели замечать.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!