* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 54-56, Глава 7, стихи 1-8 (о. Дмитрий Барицкий)

0_c1873_d368e097_LМк., 27 зач., VI, 54 - VII, 8 (о. Дмитрий Барицкий)

54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,
55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

ГЛАВА 7.

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Фарисеи и книжники, представители духовной элиты иудейского народа, большую часть своей жизни посвящали изучению того закона, который дал им Моисей. Это, казалось бы, благое начинание превратилось у них в настоящую страсть к различного рода уточнениям. К тем общим нравственным нормы и ритуальным законам, которые дал великий пророк, они разработали бесчисленное число мелких пояснений, которые объясняли, как эту норму применять в конкретной жизненной ситуации. Сейчас все эти мелкие предписания содержатся в книге под названием Талмуд. Но во время жизни Спасителя они еще не были записаны, передавались из уст в уста и назывались «преданием старцев».

Большое внимание эти предания уделяли вопросу чистоты. Речь идет не отнюдь не о гигиене. Речь идет о чистоте ритуальной. Сам обряд омовения был разработан в мельчайших деталях. Пренебрежение им считалось тяжким грехом. Так, например, если человек приступал к еде, не умыв руки, то, считалось, что он одержим бесом. Кроме того, согласно поверью, он был обречен на разорение и нищету. В древних иудейских источниках мы находим рассказ про одного раввина, которого даже похоронили отлученным от синагоги только за то, что он однажды забыл помыть руки. Омывать предписывалось не только части своего тела, но и различные предметы, которые могли быть осквернены и в результате могли осквернить своих хозяев, которые касались к ним. Правоверные иудеи старались тщательно исполнять все предписания закона об очищении, чтобы предохранить себя от скверны. Ведь телесная нечистота, по их мнению, лишала их общения с Богом, участия в богослужении и была источником несчастий. Этот суеверный страх пропитывал все стороны религиозной жизни евреев.

А теперь обратимся к началу того отрывка, который мы услышали. Здесь говорится о многочисленных исцелениях, совершенным Христом. От Него исходила такая благодатная животворная сила, что больные люди жаждали прикоснуться хотя бы к краю Его одежды. Сделав это, они моментально получали исцеление. Вряд ли кто-то из них задумывался в тот момент о всей массе различных религиозных запретов: является ли одежда Христа и Сам Он чистым или нет. Нужно ли после прикосновение к Нему совершать положенное омовение и ли нет. Хотя все прекрасно знали, что Господь общался со многими людьми, многие Его теснили, многие Его касались. В том числе и те, кто был, по закону иудеев, был нечист. Больным было все равно. Ведь они хотели получить исцеление.

Печально, если человек, подобно фарисеям, сводит свою религиозную жизнь к выполнению различных внешних предписаний. В результате он двигается по ней словно по в минному полю, в страхе нарушить очередной запрет. Зачастую в этом случае он является заложником своих собственных суеверных предрассудков. Мучает сам себя и своих окружающих. Ведь подлинная религия начинается единственно с прикосновения ко Христу и воодушевления от радости общения с Ним.