* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 1-11 (прот. Павел Великанов)
651px-Duccio_di_Buoninsegna_038

Брак в Кане Галилейской

Ин., 6 зач., II, 1-11 (о. Павел Великанов)

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Первое чудо, которое совершает Иисус – претворение воды в вино во время церемонии бракосочетания. Ситуация, которую неожиданно застаёт Божия Матерь, крайне неприятная. Признаться молодожёнам, что у них нет больше вина для тех, кто пришёл на свадьбу – это не просто позор, это клеймо на всю оставшуюся жизнь. Вместо благословения – эта неприятность так и будет маячить над их семьёй, где бы они ни оказались. Быстро раздобыть большой объём вина для такого количества гостей – а свадьбы в то время были очень многолюдными – тоже нереально. И по причине скромного достатка молодожёнов, и потому, что это – вовсе не ХХ век, с нашими скоростными коммуникациями и сетевым маркетингом. Вся эта болезненная ситуация выразилась всего лишь одной фразой Пречистой Девы, обращённой к Своему Сыну: «вина у них нет!» Из ответа Христа – «еще не пришёл Мой час» – вполне можно сделать вывод, что Своё вступление на общественное служение как Учителя и Чудотворца Иисус представлял как-то иначе, не во время брачного пира.

Но – ситуация требует разрешения, и любовь к молодожёнам побуждает Иисуса распорядиться, чтобы наполнили большие каменные сосуды водой. Одна мера – это около 36 литров. То есть каждый сосуд был объемом от 70 до 100 литров: такое количество требовалось для ритуальных омовений. Вдумаемся: общий объем сосудов – более половины тонны! Казалось бы: зачем такое огромное количество вина – да ещё и такого высочайшего качества? У меня – только один ответ: в отличие от нас, Бог никогда не мелочится. Он не просчитывает скрупулёзно каждые наших грехи и добродетели, решая, то ли нас наказать – то ли всё же помиловать. Его отношение к нам не прямо пропорционально нашему отношению к Нему. Также и здесь: коль нет у них вина, значит, надо сделать так, чтобы уж точно на всех хватило!

В Своей прощальной беседе Иисус говорил: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин.10:10). Эта «избыточность» Божественного действия пронизывает все Евангелия: Христос никогда не мелочится, не экономит, не бережёт Своих сил. Его источник – Небесный Отец, Бог, Творец мира видимого и невидимого. Как точно сказал Иоанн Креститель: «не мерою даёт Бог Духа!» (Ин.3:34).

Сегодняшнее чтение – очень утешительно для нас. Богу для нас ничего не жалко. И в наших земных, житейских радостях Он тоже готов участвовать. Без экономии. Щедро. От всей души. Как только и подобает Самому Доброму и Великодушному!