Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12

Перспектива, которую описал нам сегодня евангелист Матфей, для многих выглядит пугающей. Ещё бы: невозможность оставить жену и создать новую семью даже у апостолов вызвало недоумение, а есть ли тогда смысл вообще жениться — если условия столь категоричны? Или Христос говорит о чём-то большем, нежели чем о допустимых причинах для развода?
В Своей речи Иисус Христос воспроизводит изначальный Божественный замысел, который так и не был осуществлён Адамом и Евой: супружество — это единение на всех уровнях — духовном, душевном, телесном. Грех внёс в отношения первых людей похоть — не в смысле влечения одного пола к другому, а похоть как неутолимую жажду владения, обладания. Любовь закончилась тогда, когда появилось «использование» одного другим — и только здесь потребовались границы закона, чтобы хотя бы в какой-то мере поставить пределы для нарастающего кома человеческой распущенности. И Христос Спаситель предлагает снова вспомнить о Божественной задумке, возможность реализовать которую сохраняется и по сей день: научиться становиться единством вопреки разъедающему греху.
Но, как и в других похожих ситуациях, Христос не только расставляет всё по своим местам, как и было задумано изначально, но и обозначает новую, невиданную ранее перспективу. Его слова о тех, кто отказался от брака ради Царства Небесного, — всего лишь предварение величайшего дела: создания Церкви.
Человек не может иметь полноценную жизнь без семьи. Вне общения, вне помощи друг другу, без обтачивания друг об друга, человек ожесточается, замыкается в себе, его сердце каменеет и становится чуждым Божественной благодати. И сегодня, когда мы слышим слова Христа о «скопцах ради Царства Небесного», надо понимать, что речь идёт вовсе не о воспевании или даже пропаганде какой-то ущербности или неполноценности. Речь о другом — о новой семье — единстве, которое выше даже супружеского — единстве во Христе Его последователей, что и есть — Церковь.
По меткому выражению Сергея Фуделя, «Церковь есть тайна преодоления одиночества». И участие в этой тайне доступно любому — и женатому, и замужней, и разведённым, и тем, кто, обжегшись об яркий пламень влюблённости, так и не смог создать супружеской пары — и просто одиноким. О Церкви можно сказать, что она — своего рода «сверх-семья», в которой не уничтожаются отличия людей друг от друга — но покрываются всеобъемлющей любовью Христовой. Ведь во Христе, как пишет апостол, уже нет разницы — кто ты — эллин или иудей, жалкий раб или богатый патриций, молодой юноша или престарелая бабушка. В Церкви главное, не «кто» ты, а «куда» ты смотришь, к чему стремишься, чем вдохновляешься и дышишь. И когда эти личностные вектора устремлены к Главе Церкви — Христу, люди с каждым новым днём становятся ближе и друг ко другу.
Помоги же, Господи, всем семейным хранить верность друг другу и возрастать в любви и терпении, а тем, у кого нет своей семьи — не стесняться становиться счастливым членом большой Христовой семьи — Церкви!