* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9 (прот. Павел Великанов)
4-22

Спас Вседержитель. XIX в.

Ин., X, 1-9 (прот. Павел Великанов)

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Фрагмент из прощальной беседы Христа Спасителя, который мы сейчас слышали, один из самых трогательных в евангельском повествовании. Совсем немного остаётся времени, чтобы побыть с любимыми учениками — и в этой беседе Иисус раскрывает им всю ту глубину и силу любви, которая живёт в Его сердце. Образ отары овец и пастуха для жителей Палестины был вполне понятен: это картинка из жизненных будней. И то, что между пастухом и овцами неизбежно выстраиваются дружеские отношения, было известно каждому. То, что в притче у каждой овцы есть имя, ещё одно подтверждение: это не «стадо безмозглых животных», а — как иногда называют у нас в народе — «животинки», меньшие друзья человека. Но о чем эта притча?

Спаситель отождествляет Себя в этой притче с «дверью овцам». При этом главный акцент в самой притче — на другом, на близости отношений между пастухом и овцами: они знают Его голос, а Он, в свою очередь, хорошо знаком с каждой из них, и знает всех по именам. То есть — это не безликое «стадо», здесь каждая овца значима и любима. Но почему всё же «дверь»? Мы знаем, что в дальнейшей речи Спаситель скажет о Себе как о «добром пастыре» овцам — и это вполне ясно — дверь-то здесь при чём?

Чтобы разобраться, давайте подумаем, какую роль играет дверь не только в контексте притчи, но и вообще. Наверное, многие вспомнят, как образ двери не раз использовали режиссёры в кинофильмах и театральных постановках. Дверь — это всегда некий «портал», точка перехода из одного пространства в другое. Граница между мирами — но через которую можно пройти. Кстати говоря, обычай не здороваться на пороге — не более чем дань глубоко сидящему в сознании именно этому архетипу двери. На пороге не встречают: либо выходят наружу, тем самым показывая, что пространство дома для пришедшего недоступно, либо, напротив, приглашают переступить порог и пройти внутрь — если гость желанный. Какие же функции выполняет дверь? Прежде всего, это функция разделения. То, что за дверью и то, что перед ней — не тождественно. Дверь не даёт этим пространствам смешиваться друг с другом. Вторая функция — защита: дверь не всегда должна быть открыта, и её конструкция должна быть достаточно крепкой, чтобы выдержать попытку взлома. И третья важная функция двери — это, с позволения сказать, «легитимизация» пришедшего. Тот, кого пустили пройти через дверь, имеет статус гостя и друга — а не врага.

Теперь давайте посмотрим, как же связаны эти «функции» двери со Христом Спасителем. Действительно: Богочеловек Иисус — точка соприкосновения двух миров, Божественного и человеческого, духовного и материального. Причём эти два совершенно отличных мира не поглощают один другой, а соприкасаются и взаимодействуют в лице Иисуса — при этом не подавляя и не уничтожая друг друга. Бог определяет быть «точкой входа» в Его Небесное Царство именно Своего Сына, ставшего человеком — это единственный легальный вход в Царство Божие. Любые другие попытки проникнуть туда помимо этой двери — преступление, нарушение установленных Богом границ и правил.

Примечательно, что Иисус говорит о Себе как о двери не только «в одну сторону»: «кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». То есть значимость Иисуса как «двери» между мирами вовсе не ограничивается решением проблемы загробной жизни — «дверью» необходимо пользоваться уже сейчас, задолго до пересечения последней черты. Общаясь со Христом в молитвах, приобщаясь Ему в Таинстве Евхаристии, мы учимся взаимодействовать с Божественным измерением, понимать его, подстраивать свою жизнь под тональность Божьего Царства — и всё это делать во время пребывания в теле. Этот бесценный опыт прикосновения к вечности дан нам именно Христом — и было безумным его отвергать.

Помоги же нам, Господи, дорожить тем даром, который Ты дал каждому верующему в Тебя — быть причастником вечной жизни уже сейчас!