Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9

01 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

02 а входящий дверью есть пастырь овцам.

03 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

04 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

05 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

06 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

07 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

08 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

09 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9 протоиерей Павел Великанов

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Фрагмент из прощальной беседы Христа Спасителя, который мы сейчас слышали, один из самых трогательных в евангельском повествовании. У Него остаётся совсем немного времени, чтобы побыть с любимыми учениками, и в этой беседе Иисус раскрывает им всю ту глубину и силу любви, которая живёт в Его сердце. Образ отары овец и пастуха для жителей Палестины был вполне понятен: это картинка из жизненных будней. И то, что между пастухом и овцами неизбежно выстраиваются дружеские отношения, было известно каждому. То, что в притче у каждой овцы есть имя, ещё одно подтверждение: это не стадо безмозглых животных, а — как иногда называют у нас в народе — животинки, меньшие друзья человека. Но о чём эта притча?

Спаситель отождествляет Себя в этой притче с «дверью овцам». При этом главный акцент в самой притче на другом - на близости отношений между пастухом и овцами: они знают Его голос, а Он, в свою очередь, хорошо знаком с каждой из них, и знает всех по именам. То есть — это не безликое «стадо», здесь каждая овца значима и любима. Но почему всё же «дверь»? Мы знаем, что в дальнейшей речи Спаситель скажет о Себе как о «добром пастыре» овцам, и это вполне ясно, но дверь-то здесь при чём?

Чтобы разобраться, давайте подумаем, какую роль играет дверь не только в контексте притчи, но и вообще. Наверное, многие вспомнят, как образ двери не раз использовали режиссёры в кинофильмах и театральных постановках. Дверь — это всегда некий «портал», точка перехода из одного пространства в другое. Граница между мирами, через которую можно пройти. Кстати говоря, обычай не здороваться на пороге — не более чем дань глубоко сидящему в сознании именно этому архетипу двери. На пороге не встречают: либо выходят наружу, тем самым показывая, что пространство дома для пришедшего недоступно, либо, напротив, приглашают переступить порог и пройти внутрь — если гость желанный. Какие же функции выполняет дверь? Прежде всего, это функция разделения. То, что за дверью и то, что перед ней — не тождественно. Дверь не даёт этим пространствам смешиваться друг с другом. Вторая функция — защита: дверь не всегда должна быть открыта, и её конструкция должна быть достаточно крепкой, чтобы выдержать попытку взлома. И третья важная функция двери — это, с позволения сказать, «легитимизация» пришедшего. Тот, кого пустили пройти через дверь, имеет статус гостя и друга — а не врага.

Теперь давайте посмотрим, как же связаны эти «функции» двери со Христом Спасителем. Действительно: Богочеловек Иисус — точка соприкосновения двух миров, Божественного и человеческого, духовного и материального. Причём эти два совершенно отличных мира не поглощают один другой, а соприкасаются и взаимодействуют в лице Иисуса, при этом не подавляя и не уничтожая друг друга. Бог определяет быть «точкой входа» в Его Небесное Царство именно Своего Сына, ставшего человеком — это единственный легальный вход в Царство Божие. Любые другие попытки проникнуть туда помимо этой двери — преступление, нарушение установленных Богом границ и правил.

Примечательно, что Иисус говорит о Себе как о двери не только «в одну сторону»: «Кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт». То есть значимость Иисуса как «двери» между мирами вовсе не ограничивается решением проблемы загробной жизни — «дверью» необходимо пользоваться уже сейчас, задолго до пересечения последней черты. Общаясь со Христом в молитвах, приобщаясь Ему в Таинстве Евхаристии, мы учимся взаимодействовать с Божественным измерением, понимать его, подстраивать свою жизнь под тональность Божьего Царства — и всё это делать во время пребывания в теле. Этот бесценный опыт прикосновения к вечности дан нам именно Христом — и было безумным его отвергать.

Помоги же нам, Господи, дорожить тем даром, который Ты дал каждому верующему в Тебя — быть причастником вечной жизни уже сейчас!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!