32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Перед нами — очень некрасивая, я бы даже сказал, скандальная история отношений внутри апостольской общины. Это в нашем сознании, пройдя сквозь фильтры благопристойных житий, пафосных восхвалений мы можем думать об апостолах как о каких-то почти бесплотных небожителях — но Евангелие одним махом разрушает подобные мифы. Евангелист Марк показывает апостолов совершенно нормальными, обычными людьми, которым не чужды привычные нам тщеславие и честолюбие, поиск «местечка потеплее» да повыгоднее. И — тут же — раздражение, гнев, осуждение — как только выясняется, что кто-то другой посмел покуситься на место, которое — с моей точки зрения — должно достаться только мне!
Учитывая, что всё это происходит на фоне слов Иисуса о предстоящих жутких событиях — предательстве, аресте, позорнейшем унижении и жестоком убийстве — становится понятным, что градус накала ситуации просто зашкаливает. Иисус им — о том, что Его скоро убьют — а они Ему — про министерские портфели! Какая наглость — и какое безумие! Как тут не впасть в ярость?
Но реакция Самого Иисуса — за пределами человеческого понимания. Он не обижается на учеников, застрявших в своих личных интересах. Он не злится на их бессердечность. Он не укоряет их за то, что думают они исключительно о самих себе, своих ожиданиях и страхах. Он поднимается, словно могучий орёл, над человеческими страстями и окутывает всех и вся Своей огромной любовью — любовью неразличающей, не оценивающей, не судящей, а только показывающей, куда надо двигаться, к чему стремиться. Он не пытается заниматься тщательным разбором причин, из-за которых апостолы никак не могут вырваться из плена своих грехов, а просто показывает им путь, которым если они пойдут, всё станет на свои места. И имя этого пути — служение. Не себе, любимому и единственному на всём белом свете, а тем, кого Бог тебе вручил быть рядом.
Как часто мы попадаемся в одну очень незаметную и очень благочестивую ловушку — эдакого «православного психоанализа греха», когда все силы человек бросает на борьбу с грехом во всех его малейших проявлениях! «Победить грех любой ценой — наша задача!» Эти не имеющие конца и края копания в собственных ошибках и недочётах своим результатом имеют то, что человек настолько свыкается с этой ролью «доморощенного психоаналитика для себя самого» — что вместо победы над эгоцентризмом вся жизнь без остатка оказывается посвящённой опять-таки себе — только теперь уже не любимому, а такому гадкому, скверному и ни к чему непригодному!
Мне хочется привести такой пример. Чем хороший учитель музыки отличается от плохого? Хороший не морщит лоб и не жмурится театрально, когда его ученик берёт не ту ноту — чтобы показать, насколько глуп, туп и ленив его подопечный. Напротив, он пропустит мимо ушей все те фальшивые звуки, которые никак не получаются у ребёнка и максимально сфокусируется на том, что вполне уже можно подправить! И сделает так, что маленький человечек уйдёт с урока вполне счастливым и довольным, что он — уже победитель, он взял ещё одну ступеньку и поэтому может быть вполне счастлив! А когда его увлечёт красота мотива, когда он услышит, как из-под пальцев педагога льются отголоски Божественной гармонии, он уже и сам захочет как можно чище и аккуратнее играть, потому что он уже слышал, он уже знает, какие волшебные звуки можно вызывать из небытия в бытие его собственными пальцами!
Бог — не просто хороший Педагог. Он — Гениален в своей деликатности и эффективности. Надо перестать жаловаться и стенать, что скрипка души у нас — никуда не годная, и струны — расстроены, и строй она вообще не держит, а взять и отдать её в руки Мастера и Учителя, чтобы Он Своей рукой показал нам, как может она чудесно звучать! Давайте же запомним этот звук, чтобы именно ради него прорываться сквозь любую фальшь нашей жизни!