Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;

12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

События, о которых мы только что услышали, произошли сразу же после Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. Господь открыл ближайшим ученикам Свою Божественную славу. Со всей очевидностью дал им понять, что Он и есть долгожданный Мессия и Сын Божий. Осмысляя произошедшее, ученики спрашивают его: если Ты Мессия, почему же еще не пришел пророк Илия? Вопрос закономерный. В Священном Писании есть такие строки: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» (Мал. 4,5.6). Из этого текста следует, что перед Днем Господним, который всегда понимался, как время пришествия Мессии, к евреям должен вернуться один из величайших пророков древности, Илия. Это предание было широко распространено в иудейской среде. Со временем оно обросло различными подробностями. В сознании евреев, которые долгое время изнывали под игом захватчиков, Илия превратился в великого реформатора. Он должен был осуществить ряд социально-политических преобразований и таким образом приготовить мир к приходу Мессии. Иными словами его образ осмыслялся в категориях силы, власти и земного успеха. Именно его имеют ввиду ученики, когда задают Учителю вопрос.

В ответ Спаситель дает понять апостолам, что ни они, ни их единоплеменники не видят подлинного смысла Писания. Понимают его крайне буквально, приземленно. Оказывается Илия уже приходил. Господь говорит здесь об Иоанне Крестителе, который обладал такой же духовной силой, что и его великий предшественник. Однако иудеи, будучи заложниками своих предрассудков, его не узнали и убили. Точно так они поступят и с самим Мессией, которого откажутся признавать в странствующем проповеднике.

Вторая часть отрывка служит своеобразной иллюстрацией этой атмосферы тотального непонимания, в которой проходила проповедь и служение как Иоанна Крестителя, так и Самого Христа. Люди приходили к Спасителю, приносили Своих больных, Он, конечно же, исцелял их, т.к. не мог не исцелить. И в то же время мы слышим от Него: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Наряду с чувством милости и любви к человеку, во Христе живет горькое сокрушение о человеческом маловерии, о потребительском отношении к Истине. Люди готовы принимать Бога и Его посланников до тех пор, пока они соответствуют их грубым, приземленным представлениям, не мешают жить и готовы помочь в тяжелой ситуации. Людям нужен Бог-реформатор. Тот, кто в определенной степени сделает их жизнь лучше, комфортнее. А если не так, то зачем нужен такой Бог? Именно так ведет себя отец бесноватого мальчика. В том, что его сын не получает исцеление, он обвиняет апостолов, а не свое маловерие. Если бы и Христос не совершил чуда, он обвинил бы и Его.

Об этом и сокрушается Господь. Он ждет от человека искренней, глубоко сердечной заинтересованности в Себе. Когда мы приходим к Нему не с просьбами и требованиями изменить те или иные обстоятельства, в которых оказались. Но ради Него и Его Евангелия меняем самих себя. Лишь в этом случае можно говорить о появлении веры в сердце человека. Будем уверены, Он не оставит этот подвиг без внимания. Но с отеческой заботой и благодарностью устроит нашу жизнь наилучшим для нас образом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!