Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-11
01 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
02 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
03 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
04 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
05 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
06 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
07 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
08 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
09 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Чтение, которое мы только что слышали, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, дети, детскость как желанное для христианина состояние непорочности, доверчивости и искренности. И тут же — жёсткие, хлёсткие слова о соблазнах, об отсечении искушающей руки или ноги, о выколотом глазе. Но ведь мы знаем, что Спаситель случайно ничего не говорил — и если Его речь настолько контрастна, в этом скрыт определённый смысл.
Центральное понятие, вокруг которого вращается повествование — это соблазн. Сегодня это слово сильно утратило свою неприглядность и скорее воспринимается как синоним слабости, увлечённости, несовершенства человеческой природы — но вовсе не как драма или жизненная трагедия. Да, мир полон соблазнов — но ведь на то и даны разум и свободная воля, чтобы не поддаваться искушениям. Всё правильно сказано — но это теория. А на практике соблазн зачастую оказывается куда могущественнее, нежели чем предполагалось.
Если посмотреть через призму сегодняшнего Евангелия на распространённые представления о соблазне, нетрудно увидеть, что мы зачастую оказываемся пленниками нескольких мифов о соблазнах.
Первый миф — если кто-то чем-то соблазнился, это его проблема. Христос чётко сказал: если соблазн пришёл через тебя — это прежде всего твоя проблема, а не того, кто соблазнился. Спаситель призывает к ответственности за всё, что мы говорим и делаем: никто из нас не живёт на необитаемом острове, все крепко связаны друг с другом, и поведение каждого неизбежно аукается на окружающих.
Второй миф — соблазн простителен. Образ мельничного жернова на шее и пучина морская — худшей судьбы представить невозможно. Соблазнивший в полной мере разделяет грех соблазнённого.
И, наконец, третий миф — лучший способ борьбы с соблазном — это ему поддаться. Этот миф утверждает, что вкусив на опыте всю сладость и последующую горечь греха, может появиться иммунитет против будущих соблазнов. Если бы это было на самом деле так — в Евангелии не появилось бы радикальных слов об отсечении руки, ноги или ослеплении — чтобы не поддаться соблазну. Примечательно, что согласно одной из теорий происхождения термина «соблазн» в греческом языке — это «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». То есть соблазн — это не какое-то «огромное непреодолимое искушение», которое наваливается и ему невозможно противостоять — а всего лишь тоненький, небольшой колышек — но который если убрать, то мощный капкан крепко захлопнется. Как это работает, сегодня прекрасно показали исследования в области нейропсихологии: оказывается, любые наши поступки формируют определённые связи в головном мозге, которые могут становиться скользкой колеёй, оказавшись в которой выбраться очень и очень трудно. И в первую очередь это относится к области удовольствий — чем удовольствие интенсивнее, тем более глубокая «колея» образуется в мозге. Вот почему достаточно нескольких грамм спиртного для больного алкоголизмом — и срыв гарантирован. Но, оказывается, у каждой страсти, или душевного порока, есть свои «колышки» и «ловушки» — которые надо знать и стараться в них не попадать.
Помоги же нам, Господи, научиться быть ответственными — и никого не соблазнять, да и самим — умело обходить соблазны!