Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Читает и комментирует Мф., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61 (прот. Павел Великанов)

Мф., XXVII, 1-44 (о. Павел Великанов)

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Евангелие от Луки, глава 23, стихи 39-43.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 45-54.

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 31-37.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 55-61.

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

О страшных, трагических событиях последних часов земной жизни Христа Спасителя рассказывает нам сегодня Евангелие. Никаких человеческих слов не хватит, чтобы раскрыть всю ту бездну кротости и терпения Иисуса, которые описываются евангелистами. Все силы зла обрушивают на Него свою кажущуюся непобедимой мощь – и вроде бы уже торжествуют. В страшных мучениях Иисус умирает на Кресте – преданный, оплёванный, униженный, оставленный учениками. У подножия Креста – только Его Пречистая Мать – незримо разделяющая со своим Сыном Его нечеловеческие муки – и самый юный ученик, Иоанн. Они оба совершенно ничего не понимают, что происходит – для них эта казнь – не только крушение всех мессианских надежд, как это воспринималось другими: это прежде всего смерть самого любимого человека.

Последние слова – точнее, не слова, а предсмертный крик Иисуса – обращены к Его Небесному Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Безгрешный Агнец, Непорочная Жертва, Которой и является Христос Спаситель, принимает на Себя весь ужас богооставленности – как следствие греха. Святые отцы Церкви называли это «великим таинством Божественного истощания» – то есть Божественного самоумаления. При всей ущербности любых образов и сравнений хотелось бы привести следующую аналогию.

Представим себе, что у некоего правителя государства вдруг исчезает единственный любимый сын и наследник. В результате поисков открывается страшная новость: ребёнок в бандитской секте, куда попасть чужому, внешнему человеку – абсолютно невозможно. Это хитрая сетевая структура, которую просто силой не возьмёшь. Единственный вариант – самому правителю войти в эту преступную сеть, пройти через все испытания, погрузиться в самую глубь этой бандитской среды – чтобы подобраться к своему сыну – который за эти годы уже и сам стал отъявленным головорезом. Только увидев глаза своего родного отца, только расшевелив в самых глубинах помрачённой души светлые детские воспоминания, он может захотеть оставить секту и вернуться в отчий дом. И отец с риском для жизни идёт на этот шаг – потому что его любовь к сыну больше всего остального. В отличие от сына, он – внешне становясь членом секты – внутренне остаётся чуждым ей, свободным от её преступных установок – и только благодаря этому и может донести до своего сына то благородство и красоту, радость полноценной жизни и честь, само понятие о которых у ребёнка давно стёрлось.

Бог, потеряв с грехопадением Адама, Своего «ребёнка», не останавливается в Своей заботе о его возвращении: Бог Сам становится человеком, приходит на землю, как бы «втискивается» в формат обычной жизни смертных – чтобы суметь незаметно проникнуть в ад и там найти Адама и Еву – а вместе с ними и остальное человечество. Не просто найти – но и вырвать Собой из плена смерти и диавола. Замечательная православная икона Сошествия во ад образно показывает собой это: Богочеловек Иисус прорывается сквозь толщу миров, представленную в виде сине-голубой мандорлы – в ад, к Адаму, где крепко хватает его за руку – чтобы забрать обратно к Себе.

Да, наш Бог – Он такой: неотступный в Своей любви, непреклонный в Своей верности даже тем, кто по сей день не прекращает Его предавать.

Мф., XXVII, 1-44 (о. Павел Великанов)

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Евангелие от Луки, глава 23, стихи 39-43.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 45-54.

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 31-37.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 55-61.

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

О страшных, трагических событиях последних часов земной жизни Христа Спасителя рассказывает нам сегодня Евангелие. Никаких человеческих слов не хватит, чтобы раскрыть всю ту бездну кротости и терпения Иисуса, которые описываются евангелистами. Все силы зла обрушивают на Него свою кажущуюся непобедимой мощь – и вроде бы уже торжествуют. В страшных мучениях Иисус умирает на Кресте – преданный, оплёванный, униженный, оставленный учениками. У подножия Креста – только Его Пречистая Мать – незримо разделяющая со своим Сыном Его нечеловеческие муки – и самый юный ученик, Иоанн. Они оба совершенно ничего не понимают, что происходит – для них эта казнь – не только крушение всех мессианских надежд, как это воспринималось другими: это прежде всего смерть самого любимого человека.

Последние слова – точнее, не слова, а предсмертный крик Иисуса – обращены к Его Небесному Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Безгрешный Агнец, Непорочная Жертва, Которой и является Христос Спаситель, принимает на Себя весь ужас богооставленности – как следствие греха. Святые отцы Церкви называли это «великим таинством Божественного истощания» – то есть Божественного самоумаления. При всей ущербности любых образов и сравнений хотелось бы привести следующую аналогию.

Представим себе, что у некоего правителя государства вдруг исчезает единственный любимый сын и наследник. В результате поисков открывается страшная новость: ребёнок в бандитской секте, куда попасть чужому, внешнему человеку – абсолютно невозможно. Это хитрая сетевая структура, которую просто силой не возьмёшь. Единственный вариант – самому правителю войти в эту преступную сеть, пройти через все испытания, погрузиться в самую глубь этой бандитской среды – чтобы подобраться к своему сыну – который за эти годы уже и сам стал отъявленным головорезом. Только увидев глаза своего родного отца, только расшевелив в самых глубинах помрачённой души светлые детские воспоминания, он может захотеть оставить секту и вернуться в отчий дом. И отец с риском для жизни идёт на этот шаг – потому что его любовь к сыну больше всего остального. В отличие от сына, он – внешне становясь членом секты – внутренне остаётся чуждым ей, свободным от её преступных установок – и только благодаря этому и может донести до своего сына то благородство и красоту, радость полноценной жизни и честь, само понятие о которых у ребёнка давно стёрлось.

Бог, потеряв с грехопадением Адама, Своего «ребёнка», не останавливается в Своей заботе о его возвращении: Бог Сам становится человеком, приходит на землю, как бы «втискивается» в формат обычной жизни смертных – чтобы суметь незаметно проникнуть в ад и там найти Адама и Еву – а вместе с ними и остальное человечество. Не просто найти – но и вырвать Собой из плена смерти и диавола. Замечательная православная икона Сошествия во ад образно показывает собой это: Богочеловек Иисус прорывается сквозь толщу миров, представленную в виде сине-голубой мандорлы – в ад, к Адаму, где крепко хватает его за руку – чтобы забрать обратно к Себе.

Да, наш Бог – Он такой: неотступный в Своей любви, непреклонный в Своей верности даже тем, кто по сей день не прекращает Его предавать.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.