Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15

09 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди напутствий Христа Спасителя Своим ученикам есть нечто довольно странное, Он говорит, что апостолы в каждом селении должны сперва узнать, кто в этом месте достоин и именно в доме этого человека они должны оставаться все то время, которое они будут проповедовать Благую весть. При всем при этом Христос не говорит о том, каким образом можно понять достоин человек или нет? Он не говорит, каков критерий достойности. Возможно, что Он сказал об этом, но сказанное не вошло в текст Евангелия. Также возможно, что ученики поняли мысль Учителя без дополнительных комментариев. Последнее более вероятно, так как незадолго до этого Христос говорил о путях проповеди: апостолы не должны были идти к язычникам и к самарянам. Это указание существенным образом ограничивало возможные маршруты, они должны были пролегать только через иудейские селения, в которых есть религиозные общины, есть люди, ожидающие пришествия Мессии, есть те, кто ежедневно возносит свои молитвы о скором наступлении мессианской эры, эти люди не запятнали себя каким бы то ни было серьёзными грехами. Проще говоря, достойный принять апостолов человек должен быть, во-первых, иудеем, во-вторых, человеком религиозным, у которого вера и практика жизни не противоречат друг другу. Именно к таким людям было первоначально обращено апостольское слово. В дальнейшем критерии выбора аудитории претерпели заметные изменения: апостолы стали обращать проповедь к любому, кто был готов их слушать. Но произошло это изменение значительно позже. В тот момент, о котором повествует сегодняшнее евангельское чтение, надежда возлагалась на благочестивых иудеев.

Время шло и уже вскоре после Воскресения Христова стала очевидной опасность смешения социального статуса человека и его личного благочестия. Апостол Иаков в своём послании задаётся вопросом: «Если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» Очевидно, что апостол Иаков писал так не из желания предвосхитить возможные ошибки, он отвечал на вызовы времени, ему было очевидно смещение понятия достойности с благочестия на общественное положение человека. Эта опасность, как мы знаем, никуда не делась. Напротив, она усилилась. И дело не в том, что мы стали хуже, стали более приземлёнными. Причина в отсутствии прочных, так называемых, «горизонтальных» связей между христианами. Мы плохо знаем друг друга. Мы вместе молимся, рядом живём, но у нас нет общих дел, нас, по сути, ничего не связывает друг с другом. В такой ситуации естественным становится поиск простого внешнего критерия, на место которого становится условный золотой перстень и богатая одежда, только, естественно, в современном эквиваленте.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!