Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Если попытаться выразить все нравственное учение Евангелия в нескольких предложениях, то, пожалуй, это будут те слова, которые мы только что услышали. Уникальность этики христианства заключается в том, что оно предлагает в качестве нормы любить того, кто тебя ненавидит. Не просто терпеть его и стараться поступать с ним по справедливости, но благословлять его, оказывать ему милость и сверх этого молиться за него. С точки зрения повседневного житейского опыта это может показаться чистой воды безумием.

Очевидно, что речь здесь идет не о той привязанности, которую мы испытываем к своим близким, например, к отцу, матери, сестре, брату или своим детям. И, конечно же, не о тех чувствах, которые испытывают друг ко другу влюбленные. Также Господь говорит не о той симпатии и взаимном притяжении, которую мы можем наблюдать между друзьями. Для всей этой палитры чувств в греческом языке есть свои слова. Здесь же используется совершенно особый глагол, который указывает на определенное состояние души человека. Это состояние ровного, ничем непоколебимого желания блага всему тому, что тебя окружает. Оно не зависит от наших эмоций, симпатий или антипатий, от нашего настроения или особенностей характера. Оно действует намного глубже чувств и переживаний. Оно не обращает внимание на наши оценочные суждения о человеке. Именно такая любовь лежит в основе мироздания и удерживает его от того, чтобы оно не перестало существовать. Это и есть сама жизнь как высшее благо. Именно так любит мир Бог. Поэтому Христос и приводит в пример естественные законы природы, которые установил Творец и которые радуют всех, и хороший и злых.

Иными словами, Спаситель призывает Своих учеников посмотреть на все, что их окружает, как это может сделать только Сам Создатель. И здесь становится очевидным, что своими силами человеку достичь такого состояния невозможно. Для нас естественно любить своих ближних и ненавидеть врагов. Жить по закону животного мира. Как это делают мытари и язычники, упоминаемые Христом. Поэтому рождение христианской любви — это сверхъестественный дар, исключительно действие Божественной благодати в душе человека. Однако ее появление в нас во многом зависит от нашей воли и усилий. Когда свт. Иоанна Златоустого спрашивали, как же приобрести подлинную христианскую любовь, он отвечал: «Если нет у тебя любви к людям, поступай с ними так, будто она в тебе есть. Делай дела любви. А Бог, видя твое усердие, однажды даст тебе настоящую любовь».

Будем же и мы, дорогие друзья помнить это золотое правило. Чтобы, по заповеди Христа, каждый в свою меру становиться совершенными, как совершен Отец наш Небесный.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!