Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем чтении нам предложены для размышления два очень важных места из нагорной проповеди Христа Спасителя — о клятвах и о непротивлении злу. Вспомним прежде всего, что вся речь идет на фоне ветхозаветных заповедей — которые не отрицаются Иисусом, но углубляются и по-новому осознаются. Христос предлагает взять ученикам новую высоту и не побояться дойти до самой сути — а не формы — данных некогда заповедей. Спаситель предлагает выйти из младенческого возраста и посмотреть по-взрослому, уже с пониманием, зачем были даны те или иные заповеди.

Здесь мы встречаемся с Божественной педагогикой: прекрасно понимая, насколько непросто будет даваться соблюдение даже одних внешних требований, Бог не сразу открывает то, ради чего они были выдвинуты. Это «покрывало», скрывающее смыслы, снимает сегодня Христос. Не потому важно соблюдать клятвы, что иначе ты сам себя подвергаешь проклятию — а потому, что каждое наше слово — это мощный импульс, который меняет мироздание. Любимая для демонических сил среда, где они очень успешно действуют — это путаница, неразбериха, неопределённость. Когда говорится одно, подразумевается другое, а как возможность допускается третье. Именно это смущение, мысленный мятеж — самая благоприятная почва для ковровых бомбардировок сердца различными помыслами. И чем дольше человек находится в таком состоянии смущения — тем более управляем. Страх какой бы то ни было определённости — именно к которой и призывает сегодня Спаситель — сковывает железным обручем душу. Замечательно сегодняшнюю мысль Спасителя продолжил афонский старец Паисий Святогорец, однажды сказав: у Бога есть только три ответа на все наши вопросы: да, нет, подожди. К этой предельной простоте и призван всякий верующий. Но почему же она столь сложно нам даётся? Откуда в нас так много лукавства и неискренности, лживости и непростоты?

Наблюдая за детьми, дерзну предположить, что главная причина здесь — страх, который очень глубоко сидит в душе. Причем не какой-то абстрактный страх чего-то непонятного, а очень конкретный страх потерять любовь окружающих нас людей. Разве не поэтому мы не говорим другим то, что думаем — потому что боимся, что их отношение к нам резко изменится, и это будет нам очень больно? Вот мы и пытаемся закамуфлировать, скрыть, утаить истинные смыслы под завесой слов, интонаций и выражений лица. Мы лжём и лукавим, потому что нам страшно оказаться в своей душевной наготе перед окружающими, показать свои слабые места, свои огрехи и несовершенства — потому что мы не верим, что нас кто-то будет продолжать любить, когда увидит нас без того «образа», который мы столь тщательно на себя одевали. Разве не поэтому нам так сложно сказать «нет», когда о чем-то нас просят — а мы понимаем, что не только не хотим, но и не можем — и мы на ходу придумываем целую апологию для возможности отказать — потому что боимся испортить отношения?

Но когда человек встречается в своей жизни с безусловной Божественной любовью к себе, тогда этот страх не-любви испаряется. Если Бог меня любит, несмотря ни на какие мои преступления, грехи и недостатки — то я становлюсь куда менее зависимым от мнения окружающих. И когда за моей спиной я ощущаю эту Божественную, неоскудевающую любовь — мне гораздо легче вместо различных клятв и уверений сказать по-евангельски — или «да, да», или «нет, нет!».

Помоги же нам, Господи, научиться Твоей простоте и искренности в общении с людьми!

В сегодняшнем чтении нам предложены для размышления два очень важных места из нагорной проповеди Христа Спасителя — о клятвах и о непротивлении злу. Вспомним прежде всего, что вся речь идет на фоне ветхозаветных заповедей — которые не отрицаются Иисусом, но углубляются и по-новому осознаются. Христос предлагает взять ученикам новую высоту и не побояться дойти до самой сути — а не формы — данных некогда заповедей. Спаситель предлагает выйти из младенческого возраста и посмотреть по-взрослому, уже с пониманием, зачем были даны те или иные заповеди.

Здесь мы встречаемся с Божественной педагогикой: прекрасно понимая, насколько непросто будет даваться соблюдение даже одних внешних требований, Бог не сразу открывает то, ради чего они были выдвинуты. Это «покрывало», скрывающее смыслы, снимает сегодня Христос. Не потому важно соблюдать клятвы, что иначе ты сам себя подвергаешь проклятию — а потому, что каждое наше слово — это мощный импульс, который меняет мироздание. Любимая для демонических сил среда, где они очень успешно действуют — это путаница, неразбериха, неопределённость. Когда говорится одно, подразумевается другое, а как возможность допускается третье. Именно это смущение, мысленный мятеж — самая благоприятная почва для ковровых бомбардировок сердца различными помыслами. И чем дольше человек находится в таком состоянии смущения — тем более управляем. Страх какой бы то ни было определённости — именно к которой и призывает сегодня Спаситель — сковывает железным обручем душу. Замечательно сегодняшнюю мысль Спасителя продолжил афонский старец Паисий Святогорец, однажды сказав: у Бога есть только три ответа на все наши вопросы: да, нет, подожди. К этой предельной простоте и призван всякий верующий. Но почему же она столь сложно нам даётся? Откуда в нас так много лукавства и неискренности, лживости и непростоты?

Наблюдая за детьми, дерзну предположить, что главная причина здесь — страх, который очень глубоко сидит в душе. Причем не какой-то абстрактный страх чего-то непонятного, а очень конкретный страх потерять любовь окружающих нас людей. Разве не поэтому мы не говорим другим то, что думаем — потому что боимся, что их отношение к нам резко изменится, и это будет нам очень больно? Вот мы и пытаемся закамуфлировать, скрыть, утаить истинные смыслы под завесой слов, интонаций и выражений лица. Мы лжём и лукавим, потому что нам страшно оказаться в своей душевной наготе перед окружающими, показать свои слабые места, свои огрехи и несовершенства — потому что мы не верим, что нас кто-то будет продолжать любить, когда увидит нас без того «образа», который мы столь тщательно на себя одевали. Разве не поэтому нам так сложно сказать «нет», когда о чем-то нас просят — а мы понимаем, что не только не хотим, но и не можем — и мы на ходу придумываем целую апологию для возможности отказать — потому что боимся испортить отношения?

Но когда человек встречается в своей жизни с безусловной Божественной любовью к себе, тогда этот страх не-любви испаряется. Если Бог меня любит, несмотря ни на какие мои преступления, грехи и недостатки — то я становлюсь куда менее зависимым от мнения окружающих. И когда за моей спиной я ощущаю эту Божественную, неоскудевающую любовь — мне гораздо легче вместо различных клятв и уверений сказать по-евангельски — или «да, да», или «нет, нет!».

Помоги же нам, Господи, научиться Твоей простоте и искренности в общении с людьми!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.