Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33
Общаясь с людьми нередко понимаешь, что магия и религия, в том числе и христианство, представляется им чем-то единым, мистическим, духовным. Кто-то скажет, что виной всему религиозная безграмотность, ставшая плодом почти векового атеизма, который насаждался в качестве государственной идеологии, кто-то, напротив, скажет, что за 25 лет церковного возрождения можно было бы разобраться, и виной всему обычные лень и безразличие... Конечно, на самом деле все сложнее и объяснять все какой-нибудь одной причиной неправильно... Но как бы там ни было, человеку, который хочет быть православным важно понимать, что, во-первых, магия и религия совсем не одно и тоже, и, во-вторых, что внешние различия второстепенны.
Действительно, многие думают, что магию и, например, христианство можно различить по внешним признакам, разные ритуалы, разные слова... На самом же деле, их отличают разный подход к Богу и человеку. Магия использует, подчиняет, она механистична и эгоистична. Скажи слова, соверши действие и достигнешь желаемого тобой результата. Вера, напротив, говорит о важности правильного состояния и рожденных из состояния отношений. Это значит, что христианин может, не осознав этой сущностной разницы между магией и верой может подходить к вере, воспринимая ее магически, совершая то или иное действие ради своих целей, а не ради Бога и исполнения Его воли.
В сегодняшнем чтении ничего не говорится о магии, зато говорится о том, что Христианство есть в первую очередь новые отношения с Богом и новая жизнь. И сами слова Христовы, не обличающие никого конкретно и наоборот ободряющие апостолов свидетельствуют каждому из нас о том, правильно ли мы поняли Христа, или мы пришли к Нему за чем-то своим. Может быть, потому и разочаровывается человек в вере, что искал в ней своего, а не того, что может дать ему Бог.
Апостолы могут просить Отца о чем они хотят, но если они до этого были внимательны, что кроме спасения может быть им интересно? Они естественно, получают от Бога все, что им необходимо в житейском смысле, но приходят ко Христу они не для того, чтобы все их желания начали исполнятся как по волшебству. То есть по-началу, конечно, так и было, но Христос три года учил их тому, что главной целью, и единым на потребу, оказывается Царство Отца.
Конечно, наступит период гонения, Он будет схвачен и они разбегутся..., но Он не останется один, потому что с Ним будет Отец. И все будут скорбеть и сам Он со креста обратится к Отцу с вопросом: почему ты меня оставил, но победит эту скорбь, и вместе с ней победит мир. Он говорит апостолам, чтобы они были мужественными, потому что тем, кто окажется верен новым отношениям с Богом, кто до конца будет стремиться к тому, чтобы осознать и исполнить Его волю в мире, Он даст приобщиться плодам этой Победы.