2018-05-17

Лк., XXIV, 36-53 (прот. Павел Великанов)
Поделиться
220px-Andrea_Mantegna_012

Картина Мантеньи. Вознесение Господне.

Лк., XXIV, 36-53 (прот. Павел Великанов)

36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40 И, сказав это, показал им руки и ноги.
41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43 И, взяв, ел пред ними.
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Лука рассказывает нам о явлении Воскресшего Христа Спасителя, и о последующем Вознесении. Со свойственной евангелисту доскональностью он в деталях показывает, как Иисус убеждал Своих учеников в реальности воскресения: Он показываем им раны на Своём воскресшем теле, а затем, чтобы развеять все сомнения, вкушает пищу — что, с точки зрения представлений иудаизма, мог сделать только человек, но никак ни ангел или какой-то иной бесплотный дух. Как пишет евангелист, появление воскресшего Иисуса повергло учеников в страх и ужас — и, если бы их не поддержать, то они просто тотчас бы разбежались. Примечательна фраза евангелиста, которой он описывает состояние апостолов, когда Иисус заговорил и показал им свои раны: «они от избытка радости не могли поверить и удивлялись». А незадолго перед этим Иисус говорит о том, что напрасно они позволяют помыслам неверия входить в сердце и смущать его. Перед нами — мастерски описанная евангелистом картина противодействия сердечной веры и рационального осмысления. Сердца апостолов уже горят: и по дороге в Еммаус они потом делятся друг с другом: разве не горели наши сердца, когда мы шли с этим незнакомцем рядом? И здесь, в собрании апостолов, сердца уже захлёбываются от радости, что их учитель воскрес — но привыкший доминировать ум требует всё новых и новых подтверждений, и никак не может ими насытиться. Да, именно в таком печальном положении глубинной раздвоенности мы находимся с момента грехопадения. Наше сердце перестало быть «сердцевиной», средоточием всей жизни — уступив это место уму. Мы прежде всего пытаемся всё понять и осмыслить — именно рационально, логически — нежели чем просто принять сердцем очевидную — для сердца — истину. И, не побоюсь сказать, важнейшей задачей христианина является именно возвращение сердца на своё исконное место.

Каждый из нас знает, насколько легко делается любое дело, когда у нас «горит сердце». И как трудно заставить себя делать то, к чему оно безразлично или, более того, противится. Сердце — это не только главный «мотиватор», но и неисчерпаемый «энергетический котел». И когда сердце работает в крепкой связке с умом — трудно найти проблему или задачу, которая оказалась бы не под силу.

Христианство открыло миру простую, но вовсе не очевидную истину: человеческое сердце питается только любовью — и главный источник этой любви — Творец мироздания, Бог. Вся евангельская история свидетельствует, что во Христе не было этого трагического для каждого из нас разделения между умом и сердцем: Спаситель был целостным и простым. Его ум не запутывал сам себя блужданиями по хитросплетённым коридорам логического мышления: также, как к горящему костру не подлетают близко разные комары и мошки, и к сердцу Спасителя не имели входа смущающие или искушающие помыслы, об которые мы столь часто спотыкаемся.

Как было бы замечательно, если мы стали хотя бы немного внимательнее к тому, что происходит в нашей душе! Почаще следили бы за тем, как отзывается наше сердце на те или иные входящие помыслы, и на собственном опыте научились различать одни помыслы от других — вражеские интервенции от дружеских советов. А ведь это и есть та самая внутренняя, «мысленная брань», без которой сердце не сможет очиститься и, собравшись воедино, в простоте и открытости увидеть Бога!

Научи же нас, Господи, быть внимательными к тому, что происходит в нашем сердце!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...