Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Комментирует протоиерей Павел Великанов

Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 19-36

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идёт за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идёт и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришёл час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришёл с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идёт.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Сегодняшний отрывок из Евангелия от Иоанна — очень насыщенный, плотный. На праздник Пасхи приходят эллины — то есть обращённые из язычников — и желают увидеться с Иисусом, о котором столько ходит невероятных слухов. Когда Спасителю сообщают об этом, Он произносит очень значимую речь, исполненную торжества и глубоких смыслов. Здесь что ни фраза — законченный афоризм. Давайте остановимся на сквозной идее, которая является общей для всех этих ярких высказываний.

Свою речь Спаситель начинает с короткой притчи о зерне, которое если не умрёт, то так и останется одиноким — то есть бесплодным. Условие обильного плода только одно: его смерть. И далее Христос произносит фразу, которая звучит очень странно: "Тот, кто любит свою душу — погубит её, а кто возненавидит свою душу в этом мире, сохранит её в жизнь вечную".

Казалось бы, разве не ради спасения души существуют все религиозные предписания? Но Христос сознательно заостряет фразу до предела и вонзает её в самое сердце слушателей: ведь окружающие его иудеи, прежде всего, ждали от Бога сохранения души — то есть жизни — именно в этом мире! До тех пор, пока человек не освободится от всепоглощающей влюблённости во временный, преходящий мир — душа оказывается скованной, неспособной к росту и развитию. Зародышу птенца до определённого момента вполне комфортно под скорлупкой яйца — но не там ему жить: если он не наберётся сил, чтобы вырваться из-под тесной скорлупы — он погибнет.

И далее Христос подводит слушателей к важности следования за Ним — то есть подражания Ему. Смысл этих слов раскроется во всей полноте уже только после Распятия и Воскресения — и то, что именно означали слова о «гибели души», и образ умирающего зерна — всё станет понятным, когда ученики увидят Восставшего из мёртвых Иисуса.

Кратко главная идея сегодняшнего чтения прекрасно выражена словами народной поговорки: "Кто без креста, тот и без Христа". Крестоношение выражается в готовности идти на ущемление своих сиюминутных интересов ради высшего — служения Богу и ближним. Сегодня евангелист Иоанн даёт нам в руки ключ к правильному следованию за Христом. С одной стороны, душа Иисуса возмущается в ожидании ареста и мучительной смерти — Он не хочет умирать и Он не собирается притворяться, как будто бы Ему всё это нипочём. Об этом Его слова из глубины души: "Отче! Избавь Меня от часа сего!". Но тут же и полная преданность воле Небесного Отца. Его Божественное свидетельство о том, что Иисус поступает совершенно правильно — в виде голоса с неба: "И прославил, и ещё больше прославлю!". Другими словами, христианский подвиг — это вовсе не самоумерщвление ради самоумерщвления, страдание ради страдания. Нет, ни в коем случае! Это постоянный диалог между человеком и Богом, постоянный рост и развитие, понятное, в том числе, и самому верующему. Христианин — это не одинокий, еле живой путник в пустыне — рядом с нами наш Небесный Тренер, постоянно подбадривающий нас, подсказывающий, уберегающий от опасных движений, но при этом никогда не выступающий вместо нас.

Помоги же нам, Господи, научиться не только мужественно следовать за Тобой крестным путём, но и ощущать близость Твоего присутствия, даже когда нам начинает казаться, что Ты совсем про нас забыл!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!