Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 36-53

36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40 И, сказав это, показал им руки и ноги.

41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43 И, взяв, ел пред ними.

44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48 Вы же свидетели сему.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что мы услышали рассказ о том, как Христос после Своего Воскресения первый раз явился ученикам. Спаситель «стал посреди них и сказал им: мир вам». Реакция учеников непонятна. Вместо того чтобы с радостью принять этот чудный дар, мир Христов, они останавливаются в нерешительности. Они не могут этого сделать. Почему? Евангелист пишет: «они смутились и испугались». Какой страх могли иметь ученики? Да, они слушали Спасителя, да они провели с Ним целых три года, а некоторые и всю жизнь. Но, тем не менее, не имели еще той благодати, которая делала их Апостолами. Поэтому и страхи их были обыкновенными человеческими страхами. Теми, которые порождает наша падшая природа.

Знаток человеческой души и великий святой Православной Церкви, Прп. Максим Исповедник, говорит, что люди боятся двух вещей. Во-первых, мы боимся страданий и того, что ведет к страданиям. Во-вторых, мы боимся лишиться удовольствий и наслаждений. Эти два страха сопровождают нас всю жизни. Именно они становятся причиной наших страстей. Каким же образом? Страх перед страданиями заставляет нас искать «место потеплее», подталкивает человека к лукавству, человекоугодию, к заискиванию перед сильными мира сего; заставляет раздражаться, когда «нас обошли», к соперничеству, к неприязни; заставляет нас быть равнодушными, жестокосердными, глухими к страданиям других людей, на помощь которым нужно в ущерб себе тратить время и пр. Боязнь лишиться удовольствий, заставляет нас искать все новые и новые развлечения: отсюда лень, объядение, пьянство, плотские грехи и пр. Именно поэтому, в сердце человека, который подвержен этим двух страхам, не может пребывать мир Христов. Там живут страсти.

Что же делать? Ведь все мы в силу своей поврежденности находимся во власти этих страхов? Церковь предлагает много средств для борьбы с ними: пост, молитва, доброделание (милостыня). Но на одно из этих средств в том же Евангелии указывает Сам Христос. Он говорит: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите». И после того, как ученики исполняют повеление Христа, они, как говорит Евангелист, преисполнились радости и дивились. Т.е. дар Христов был принят.

О чем здесь говорит Спаситель? Он говорит том, что человек способен пойти против своих греховных страхов тогда, когда он таинственным образом соприкоснулся и пережил другую личность. Это переживание дает ему силы победить страх: забыть о себе и отказаться от своего благополучия. Солдат идет на войну — отказывается от своей жизни. Пожарный бросается в огонь, разбирает завалы. Бывает, даже начальник по-своему рискует — нарушает какие-то установленные правила ради своего подопечного. Они делает все это ради того живого чувства, которое рождается душе от прикосновения к личности другого человека. Но точно так, как мы переживаем человеческую личность, мы переживаем Бога. И это так же дает нам силы побороть страх. Поэтому монах уходит от мира, а мученик из жизни. Они уходят с теплотой в сердце от переживания Личности Христа. Это сердечное чувство и называется мир Христов.

Мы, православные христиане, счастливые люди, потому что у нас есть все средства для получения этого опыта. Главное из них — это Евхаристия. В ней мы соединяемся со Спасителем не только невидимо, но и осязаемо, подобно древним Апостолам, подобно апостолу Фоме, который влагал в Его раны свои пальцы и так обрел веру. И лишь в таком тесном единстве со Спасителем человек может побороть свои греховные страхи и сомнения. Лишь лично прикоснувшись Христу, мы сможем обрести тот мир, который Он обещает Своим ученикам.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!