Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45 (прот. Павел Великанов)
490px-Стый_апостол_и_евангелист_Иоанн_Богослов_XVII

Апостол Иоанн (русская икона XVII в.)

Мк., 47 зач., X, 32-45 (прот. Павел Великанов)

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. __ Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня перед нами — напряжённейшее повествование, в котором сплошные режущие глаз контрасты. Сначала Иисус говорит ученикам о том, что скоро Его предадут и убьют — и тут же совершенно нелепая, неуместная просьба апостолов Иакова и Иоанна о привилегированном положении в грядущем правительстве Мессии. Сразу же — гневная реакция остальных учеников на эти странные притязания — которые, возможно, были не только у этих двух апостолов, но и у других — может, не столь явно выраженные. Одним словом, скандал на скандале. И в итоге — завершающие слова Христа, которые целиком разрешают описанные выше конфликты: Я пришёл не для того, чтобы Мне служили — но чтобы послужить Самому и отдать Свою жизнь ради многих.

Заметим: Иисус не устраивает «разборок» и «выволочек» за нарушение субординации. Он не выговаривает апостолам — ни Иакову и Иоанну, ни остальным возмутившимся. Он всего лишь выстраивает для них перспективу, в направлении которой они призываются двигаться. Хочешь быть первым? Иди, служи остальным как самый последний раб. Парадокс? Но Бог именно так и поступает. Смотрите не на людские обычаи и привычки, а на то, как ведёт Себя Сын человеческий. Он не то что не «выпячивает» Себя, Он умаляет Себя до предела, до самых низов — потому что для Него самого понятия «низа» не существует.

Нам иногда стоит переносить евангельские события в современный контекст. Например, задумаемся: Бог становится человеком. В очень религиозной среде. При этом — сравнивая с нашим временем — он даже не епископ, не священник, не диакон и — о ужас! — даже не пономарь в храме. Самый что ни есть обычный рядовой мирянин. Который стоит в храме вместе со всеми в очереди. Ничем особым не отличающийся. Ни ростом, ни исключительной красотой, ни плавностью движений или особой певучестью голоса. Самый рядовой человек. Каких — множество. То, что Иисус был именно таким, подтверждают евангелисты, когда описывают Его явления апостолам и женщинам после воскресения: они Его не узнавали, в Нём видели самого обычного человека. И в этом — величайшая премудрость Божия. Это мы с вами любим заниматься различиями: этот умный, тот — поглупее; у этой глаза очень красивые, а у той — нос большеват. И эти сравнения можно проводить до бесконечности. Но у Бога совершенно другой взгляд на каждого из нас. Любой из нас — вне зависимости от внешности и талантов — для Него — самый любимый, самый прекрасный, и самый дорогой. И это — не какое-то актёрство. Бог точно знает: во всей Вселенной, за все тысячи лет существования мира другого такого человека нет и не будет. Поэтому каждый из нас совершенно достоин Божественной любви. И Бог Сам это гарантирует. И Ему очень неприятно, когда мы начинаем соревноваться друг с другом, противопоставлять себя друг другу в чем бы то ни было. Как будто бы кто-то из нас чем-то обделён, обижен Богом. Но Сам-то Бог знает, что Он наделил каждого из нас такими богатыми возможностями, что мы и малую долю их не используем. Бог весьма щедр, и не скупится раздавать Свои милости. Надо только научиться их распознавать и благодарить — тем самым открывая ещё большие возможности.

Ошибка двух апостолов — о которых сегодня нам рассказал евангелист Марк — в том, что они попытались ухватить, присвоить себе определённые исключительные права. Но правда Божия в том, что чем крепче ты пытаешься что-то удержать — тем быстрее это просочится сквозь твои судорожно сжатые пальцы. Всё настоящее удерживается лишь тонким касанием, почти незаметным прикосновением — без всяких гарантий, замков и сейфов. Но это самое слабое оказывается самым надёжным и крепким. Чем можно измерить веру? Сколько единиц любви надо для счастья? Насколько высок градус надежды? Но ведь именно эти неизмеримые состояния души и определяют то, чем является человек по своей сути.

Помоги же нам, Господи, никогда не требовать от Тебя «гарантированного тёплого местечка» неподалёку от Тебя, а с усердием исполнять своё призвание — памятуя, что у каждого оно — уникальное!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!