2018-02-25

Ин., I, 43-51 (прот. Павел Великанов)
Поделиться
16-12

Деисус. XIX в.

Ин., I, 43-51 (прот. Павел Великанов)

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангельское чтение о призвании Нафанаила — одно из самых загадочных. Сколько ни было написано комментариев и толкований, что же там произошло на самом деле — так и остаётся под покровом тайны смысл этого странного диалога. Одно только несомненно: это был разговор на предельной глубине, какая только возможна для человека. На той самой глубине, где только и происходит встреча человека и Бога. И в сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог касается души Нафанаила — человека очень ответственного, не легкомысленного, совсем не легковерного — и в ответ эта душа распускается, словно давно вызревший бутон, лишь только его касаются теплые лучи утреннего солнца.

Евангелие свидетельствует о Боге как о бесконечно деликатном и ненавязчивом. Но при этом — Его любовь неотступна. Он хорошо знает, чего хочет от человека, и не таким, так иным образом всё равно продолжает действовать, несмотря на всё сопротивление или непонимание со стороны человека. Всю историю человеческой жизни можно представить как непрекращающийся диалог между человеком и Богом — причём чаще всего диалог почти без слов. Но чтобы этот диалог был содержательным и результативным — как это сегодня мы видели в случае с Нафанаилом — нам надо помнить о главных условиях ведения этого разговора.

Первое условие — быть внимательным и уважительным к собеседнику и не прерывать его, даже когда внутри всё бурлит и рвётся наружу. Не дослушав до конца, не дав договорить второй стороне — мы скорее всего так и не поймём, что же хотели до нас донести. Что это значит на практике? Только одно: не надо делать скоропалительных выводов и категорических суждений в любых ситуациях, какие бы острыми, неожиданными и странными они ни были. Дали пить горькое лекарство — нечего капризно отдёргиваться, надо выпить до конца. И только потом — оценивать, анализировать, размышлять, излагать.

Второе условие — говорить, а не «отговариваться». Болтовня от разговора отличается своей бессодержательностью. Говорить — значить, иметь, что сказать. Вот Нафанаил имел нечто, что хотел бы сказать только Одному Господу Богу — и Тот его услышал. А часто ли мы задаём себе вопрос: у меня тоже есть что-то, что сказать Богу? Не в плане обид и претензий, просьб и разочарований? А сказать Ему что-то для Него — интересное? Из нашей жизни, из нашего опыта? Из глубины? То, что было нами выстрадано, что стало неотъемлемой частью не только жизни, но и сердца? Увы, но зачастую и наши слова к Богу превращаются в плотную стену многоразличных просьб и сетований, за которой весьма трудно разглядеть, что же у нас происходит в реальности. Иногда после молитвы появляется странное ощущение: вроде бы обо всем было сказано в прекрасных словах, написанных святыми отцами — а на душе всё равно чувство хронической недосказанности. Есть ли у нас такой вопрос к Богу, ответ на который мы на самом деле хотим и готовы услышать? Ведь Божественный ответ уже не получится просто «принять к сведению» или «проигнорировать»: многое может поменяться, когда ответ к нам придёт — что и произошло в случае с Нафанаилом.

Третье условие нашего диалога с Богом — уметь молчать и хотеть слушать. Что я имею в виду? Мне порой приходится общаться с людьми, которые любой разговор тотчас превращают в бесконечно длящийся монолог о чем угодно, только не о важном. Плотный поток слов становится крепкой стеной, за которой пугливо прячется человечек, страшно боящийся, что кто-то может заглянуть в его нутро. Так вот, в нашем общении с Богом длиной во всю жизнь не надо бояться делать паузы. Не в плане отказа от общения — а именно как готовность во всю открыть уши и вслушиваться, всматриваться в жизнь, учиться распознавать Его, Божьи, ответы, мимо которых мы легко проскакиваем в смуте помыслов и переживаний.

И если мы будет придерживаться этих простых условий, не сомневаюсь, будет и в нашей жизни такая же, как и у Нафанаила, встреча с Богом, когда всё расставится по своим местам с полной очевидностью!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка...